вторник, 23 декабря 2014 05:00

"Митра упала наземь. Это был плохой знак"

 

"Епископ Чарнецкий - весьма образованный человек, владеет несколькими чужими языками, - писала о греко-католическом монахе Николае Чарнецком газета "За свободу". Выходила в 1920-х в Варшаве на русском языке. - Уже с первого взгляда заметно, что он - типичный православный монах, с бородой и длинными волосами. Хорошо говорит по-русски и знает знаменитую русскую литературу - как светскую, так и духовную. Выделяется тактом, даром произношения, силой доказывания, которые опираются на солидную науку".

8 февраля 1931 года в Риме отца Николая рукоположили в епископа. Когда на его голову надели митру - епископский головной убор, - она вдруг упала наземь. Воцарилось молчание - такое считали плохим знаком.

- Возможно, и я положу голову, как святой Иосафат, - сказал отец. Имел в виду греко-католического епископа Иосафата Кунцевича, какого в 1623-ем убили в Витебске сторонники православия.

Чарнецкий также проповедовал на исторически православной земле - Волыни. В 1926-ом редемптористы (чин в католической церкви, монахи которого проповедовали среди самых бедных слоев населения - "ГПУ") открыли там миссию. Рассчитывали, прежде всего, на выходцев из Галичины - греко-католиков, которые переселялись на Волынь после объединения этих двух территорий в 1918-ом в составе Польши. В местных селах преимущественно были православные церкви. Не имея выбора, должны были менять веру.

Греко-католического священника местные принимали неохотно. Исследователь жизни Чарнецкого отец Роман Бахталовский (1897-1985) пишет о случае в селе Жджары - теперь это Люблинское воеводство, Польша: "Отец Николай выехал туда с духовной помощью. Нашел какую-то хату, где его приняли, отслужил Службу Божью, но никто на нее не пришел. Чарнецкий подумал, что это из-за того, что правилось в частной хате. Поэтому объявил, что следующая будет в роще. Но и туда никто не пришел. Только заглядывали из-за кустов. Он отслужил и третью, снова в хате. Пришло два человека, однако вбежали более рьяные отступники и силой вытянули их на улицу. Пришлось закончить Службу Божью самому. Грустный и преисполненный безнадежности отбыл Николай домой".

В колонии Мария-Воля - теперь село Владимир-Волынского района Волынской области - для службы имел второй этаж польской школы. Как-то учительница, у которой был ключ, пошла в костел. Чтобы верующие не мерзли, Николай выбил окно, поставил лестницу - так люди могли попасть в "часовню", чтобы молиться. В соседней колонии Гнойное - теперь село Красностав - поселился у учителя. Крестины, брак, службу правил на крыльце.

А в селе Дубечное - теперь Старовыжевский район Волынской области - православный священник бросил покойника посреди дороги, потому что ему мало заплатили. Думал, его догонят и доплатят. Но люди сами доставили умершего на кладбище. Через несколько дней возле церкви собралась возмущенная толпа. Священники закрылись внутри. Приехала полиция, однако не вмешивалась. Случайно здесь очутился и Чарнецкий - правил в одной из сельских хат. Какой-то парень выбил окно, залез внутрь и открыл двери.

"Люди сразу бросились на православных отцов и разорвали их рясы, - пишет отец Бахталовский. - То же случилось бы с бородами и косами, если бы вовремя не прибежал отец Чарнецкий и не вступился за пострадавших. Одного поселил у себя, других отправил на поезд домой в Почаев. Один из них потом признал католическую веру и получил вскоре приход в Ивано-Франковске".

В 1939-ом Западную Украину заняли советские войска. Редемптористам запретили работать на Волыни. Отец Николай поселился во Львове, преподавал в духовной академии. В 1945-ом власть начала наступление на греко-католиков.

Планировали объединить их церковь с православной. Несогласных ожидали репрессии. Николая Чарнецкого арестовали одним из первых, в апреле. Сразу забрали нагрудный епископский крест и перстень. Сначала держали во львовской тюрьме на ул. Лонцкого. Потом перевезли в Киев. Через 12 месяцев объявили приговор - 10 лет в зоне усиленного режима за то, что был "агентом Ватикана".

Отбыл более 600 допросов и истязаний. Николая переводили из одной тюрьмы в другую - потому что везде становился авторитетом для заключенных. "Он ходил по зоне и искал несчастных, - вспоминал врач Антон Княжинский (1893-1960), его сокамерник в Мариинском лагере. - Ежедневно приходил ко мне, всматривался в мое лицо и находил слова утешения. Бывало, придет и тычет мне в руки хоть двое кости сахара или головку чеснока".

Время от времени Владыка переписывался с монахами из Львова. Писал поздравления, рассказывал бытовые вещи. Но в тех словах были зашифрованы сообщения. Например, просил прислать изюм, потому что "соскучился по нему". В действительности изюм нужен был для Евхаристии. Его размачивали в воде и освящали это вместо вина для Службы Божьей в лагере.

В 1956 году состояние здоровья Николая Чарнецкого настолько ухудшилось, что ему сшили одежду, в которой хоронили заключенных. Лагерное руководство решило отпустить его во Львов - чтобы никто не смог обвинить советскую власть в смерти епископа. "Наши священники привели его с вокзала к нам на улицу Огиенко - там жило около 20 сестер, - описывала сестра Онисия Римик. - Когда вошел, воцарилась волна молчания. Страшно было смотреть: худющий, кожа и кости. Когда сестры увидели Владыку такого истощенного, очень худого, с палкой, они расплакались. После минуты молчания Владыка обратился к ним: "Дорогие дети, не плачьте, а скорее пойдем в часовенку и вместе споем "Тебя, Бога, хвалим".

Николай Чарнецкий выздоровел и прожил еще три года.

Землю на могиле Чарнецкого приходилось постоянно досыпать

-  Не знаю, была ли на Лычакове могила, к которой бы так непрестанно шли люди, как к гробу Николая Чарнецкого, - рассказывает греко-католический священник Роман Лагиш, 33 года.

Отец Николай умер в 1959-ом. Его похоронили сначала на ул. Кульпарковской во Львове. А когда тамошнее кладбище снесли - перезахоронили на Лычаковском. Еще в советское время случились первые чудеса. Люди вылечивали смертельные болезни после молитв возле могилы. Землю из захоронения забирали, чтобы отвезти больным родственникам - ее постоянно приходилось досыпать.

- 21 сентября 1996 года я попал в больницу на Сихове с диагнозом мокрый гнойный плеврит с большой дырой в правом легком, - рассказывает львовянин Богдан Зубаль, 49 лет. - В начале февраля 1997-го меня должны были прооперировать и удалить половину правого легкого. За пять дней до операции мама привезла книжечку о Николае Чарнецком и землю с его гроба. Посыпала ею мне крест-накрест по плечам и вокруг кровати. Я начал ревностно молиться к Владыке Николаю о чуде выздоровления. На третий день после этого дыра в легком затянулась. Мне сделали рентген, который показал, что легкое было здорово.

В 2002-ом папа Римский Иоанн Павел II провозгласил Николая Чарнецкого блаженным. Останки перенесли с кладбища к церкви святого Иосафата на ул. Замарстиновской.

- Сделали это потому, что блаженных нельзя чествовать на кладбище - там должно быть спокойствие для покойников, - говорит отец Роман. - Церкви не пришлось прикладывать никаких усилий, чтобы культивировать этого блаженного Николая. В любой час дня в храме Иосафата есть люди. Идут просить о здоровье. В книге отзывов вписывают все новые и новые факты чудес при его посредничестве.

Сейчас вы читаете новость «"Митра упала наземь. Это был плохой знак"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі