четверг, 10 июня 2021 05:56

"Лучше всего обойти все поле или огород и святой водой окропить"
2

- 40 дней Иисус ходит по земле среди людей, а потом идет на небеса, - рассказывает 84-летняя Алла Скринникова из поселка Ружин Бердичевского района Житомирской области о Вознесении. - Когда-то говорили, если увидишь человека в этот день даже издали, надо ему поклониться. Так, может, сам Иисус Христос идет навстречу.

Вознесение - один из 12 великих христианских праздников. Православные и греко-католики празднуют на 40-й день после Пасхи. В 2021 году выпадает на 10 июня.

Согласно Библии, после воскресения Иисус Христос неоднократно являлся апостолам. Учил их основам создания церкви и проповеди. На 40-й день собрал учеников и повел из Иерусалима в палестинское село Вифания. Поднялся с ними на Елеонскую гору, благословил и на их глазах вознесся на небо.

До Вознесения верующие здороваются "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!" Считают, что души умерших 40 дней находятся рядом с родными.

Кто умер в период от Пасхи до Вознесения, попадают прямо в рай без учета того, как прожили жизнь. В основе этого верования лежит представление, что душа человека после смерти еще 40 дней находится на земле. Вознесение завершает это время, и "святой Петр крепко-накрепко запирает дверь рая". От Пасхи до Вознесения воздерживались от работы по вечерам в четверг, так как его считали "святым и великим".

На Ривненщине верили, что на Вознесение рождаются или святые, или легкие на руку счастливцы. Им поручали начинать важные дела - закладки церкви, дома, первый посев.

В Украине праздник имеет также название "Вшестя", "Знесення". На левобережной Киевщине "Вшестя" - среда накануне Вознесения. До обеда работают, а потом красят яйца и пекут куличи.

- В среду перед Вознесением последний раз поют тропарь "Христос воскрес!" - говорит Алла Скринникова. - А в четверг говорят: "Вознесся Господь на небеса! По всему миру будет слава Твоя". И прячут плащаницу.

Утром на Вознесение зеленые яйца и маленькие куличики несут на кладбище. Убирают на могилах родных, раздают печенье и конфеты бедным за поминальные молитвы.

На левобережной Киевщине ходили с церковной процессией святить поля. Считалось, что на Вознесение должен обязательно пройти дождь. Это предвещало хороший урожай.

В Винницкой области на Вознесение семьями выходили в поле, устраивали там обед и бросали в посевы печенье в виде лесенки с семью ступенями, "чтобы было по чему Иисусу взобраться на небо, а пшеница, рожь, лен росли высокие и сильные".

На Слобожанщине и севере Черниговщины на пашне раскладывали полотенца - так делали "Богу дорогу на небо".

- Иисус Христос, как это говорится, на небеса вознесся. Уже весна закончилась, все посадить надо. Говорят, что если до Вознесения посадишь, то оно будет такое, что дай Бог. А после уже и земля не такая плодоносная, и после этого праздника расти уже дружненько не будет, - рассказывает 84-летняя Нина Марченко из села Конотоп Черниговского района. - Это уже весна закончилась и лето начинается именно от Вознесения.

"Пошел Бог на небеса, потянул рожь за волоса", - говорили на Черниговщине. Здесь существовал на Вознесение древний обычай "вождения, или проводов Стрелы". Девушки хороводом шли за село под песню "Ой летела стрела и вдоль села". На поле закапывали ленту, кромку или сережку. Так окончательно провожали весну и пытались уберечь посевы от стрелы-молнии.

На Буковине и северной Бессарабии на Вознесение "хоронили куклу на готаре" - на границе между полями. Кукла Маланка олицетворяла молнию - "молонью". В селе Росошаны - теперь Днестровский район Черновицкой области, праздничным утром церковная процессия со священником шла в поле. Все пели: "Спаситель, спаси нас всех и дай ты Бог, дождь". В заключение девушки брали куклу, клали ее в коробку, символизирующую гроб. С плачем и причитаниями ее несли на границу между деревнями. При этом приплакивали: "Господи, дай ты дождя нам. Чтобы усе уродилось, так и скот есть хочет". Односельчане подавали "поминовенье" в честь куклы - хлеб, пирожки, сладкое. Закапывали, а потом всем миром устраивали за Маланку поминальный обед.

Считали, что каждая семья в этот день должна посетить поле, обойти его и посмотреть - все ли хорошо взошло и развивается. Так видели, что зерна или овощи не поднялись или страдают от вредителей. Если можно было - помогали им.

- Лучше всего обойти все поле или огород и святой водой его окропить. А еще лучше на четырех углах закопать святой кулич и скорлупки от освященных яиц, - говорит 79-летняя Лидия Грабовец из села Конотоп Черниговской области.

В окрестностях Канева Черкасской области в этот день освящали колодцы, чтобы летом шли необходимые для урожая дожди. После обряда состоятельные хозяева варили мед и угощали всех присутствующих.

Как считают этнологи, ритуальная выпечка на Вознесение существует еще со времен, когда пожертвованиями пытались умилостивить силы природы, от которых зависел будущий урожай и обеспеченность рода до следующего лета.

На Житомирском Полесье молодежь на Вознесение устраивала качели-орели. Парень с девушкой, которые были в паре и собирались пожениться, пытались раскачать орели как можно выше. Считали, чем выше они "шибалися", тем более крепкой и страстной будет их любовь. Также верили, что чем выше в небо взлетают качели, тем выше и удачнее вырастут пшеница, рожь и лен. По древним верованиям, крепкая любовь и здоровая эротика положительно влияют на плодородие земли и будущий урожай.

На Вознесение воздерживались от любой работы. Полищуки до Вознесения не закладывали дома. В Украине и по сей день сохраняется верование, что все четверги от Пасхи до Вознесения неблагоприятные для выезда в дальний путь, строительства, ремонта и начала любого важного дела.

Варили борщ на улице

На Вознесение "Бога следует проводить на небо с хлебом", говорили на Гуцульщине. Утром размачивали в молоке освященный на Пасху кулич и каждый из семьи съедал по куску. На Днепропетровщине пекли лепешки, в Запорожье - печенье в виде птичек, а на Кировоградщине готовили вареники. На Сумщине "подсаживали Бога на небо", наслаждаясь пирогами. На Житомирщине их делали с фасолью. Употребляли только постные блюда.

Еще обязательным считали "Господу дать на дорогу" - устроить общественный обед. Объединял жителей угла села, кумовьев, друзей или родственников. На улице ставили стол, делали "складку" - каждый приносил свои блюда, выпечку. Готовили на костре борщ.

На Николаевщине в селе Кумари Первомайского района был обычай устраивать обед у церкви - "стелили клеенки на землю, клали, кто что принес, и обедали". На Полтавщине вблизи храма нищих одаривали бубликами, хлебом, пирожками и копейками.

Сейчас вы читаете новость «"Лучше всего обойти все поле или огород и святой водой окропить"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі