Киевская Русь и ее столица достигли расцвета в значительной мере благодаря ладье — деревянному судну, на котором плавали по рекам и морям.
Гавань в Киеве была одной из самых главных на большом водном пути "из варяг в греки", соединявшем скандинавские и балтийские земли с Византией. Отсюда караваны ладей отправлялись в далекое путешествие в Константинополь, или Царьград, как его называли на Руси. Здесь были расположены торговые колонии многих древнерусских городов, а также других стран. А на огромном киевском торжище — нынешней Контрактовой площади — сходились купцы из всех концов света.
В "Повести временны х лет" рассказывается, как в 955 году княгиня Ольга посетила Царград. По прибытии в столицу Византии владычица Руси была вынуждена ожидать приема у императора больше двух месяцев. Все это время русская флотилия стояла "в Суду" — в константинопольской гавани. "Если ты, то так, так же постоишь у меня в Почайне, как и я в Суду..." — упрекнула Ольга императора, дождавшись аудиенции. То есть в Киеве корабли швартовались в рукаве Днепра Почайне, начинавшейся близ Оболони.
Константин Багрянородный — тот самый, который медлил с приемом княгини Ольги, — был не только хорошим правителем, но и способным писателем. В книге "Об управлении государством" он довольно обстоятельно рассказывает о кораблестроении и судоходстве на Руси.
Зимой в разных местностях бассейна Днепра мастера готовили ладьи -однодеревки — лодки, витесаные из одного толстого и длинного ствола, с набивными бортами. Когда весной сходил лед, их сплавляли вниз, в Киев. Там оборудовали — ставили весла, руль и тому подобное. После этого судна, нагруженные товарами, плыли вниз по Днепру. Добравшись порогов, их вели под берегами, а в некоторых местах, разгрузив, переносили на руках или тащили волоком. А уже в устье Днепра ладьи готовили к морскому плаванию — ставили паруса, при необходимости еще раз смолили днища. К Царьгороду плыли вдоль западных берегов Черного моря 30–40 дней. По прибытии русские купцы распродавались, покупали иностранные товары, грузили на ладьи и возвращались в Киев.
Масштабы международной торговли Руси постоянно росли, поэтому киевские верфи должны были быть достаточно мощными. По логике, они располагались вблизи гавани на Подоле. Ее причалы — " приты ки" — были оборудованы клетями для хранения товаров. Во время раскопок археологи до сих пор находят остатки этих пакгаузов — береговых складов.
— Вход в киевскую гавань был там, где сейчас стоит колонн а-памятник магдебургскому праву, — рассказывает 62-летний Михаил Сагайдак, директор Центра археологии Киева. — Состояла она из двух частей. Первая начиналась приблизительно в районе нынешней Почтовой площади и тянулась до Ильинской церкви. Сюда заходили ладьи, разгружались и следовали дальше. Вторая часть была расположена в районе Рыбацкого моста, где начинаются улицы Верхний и Нижний Вал. Там корабли задерживались дольше — например зимовали.
И было кораблей числом две тысячи, а в корабле по сорок мужей
О масштабах кораблестроения на Руси свидетельствуют летописи. В 907 году князь Олег пошел на Царьград: "И было кораблей числом две тысячи... а в корабле по сорок мужей". А в 941-м против греков выступил уже князь Игорь. Дал своим воинам десять тысяч судов. По мнению историков, и в первом, и во втором случае фантазия летописца относительно количества ладей очень разгулялась. Да и не все они, в конечном итоге, изготовлялись в Киеве. Но о сотнях кораблей, которые ежегодно спускались с Подольских берегов на воды Почайны, можно говорить смело.
В 1151 году состоялась настоящая битва между флотилиями двух князей, претендовавших на великокняжеский стол. "Стали они драться в насадах по Днепру от Киева и вплоть до устя Десны, — повествует летопись. — И при этом дрались они крепко, но ничего не могли поделать против Киева, потому что Изяслав хитро снарядил был лодки.
Гребцы в них были невидимы, потому что лодки были покрыты досками, и борцы, стоя в бронях наверху, стреляли. А кормчих были два — один на носу, а второй — на корме: куда они хотели, туда шли, не вращая лодок". Слово " насад" толкуют как лодка с высокими, "насаженными" бортами.
В 1969 году на улице Оболонской, 25, где, по-видимому, когда-то протекала Почайна, во время рытья котлована ковш экскаватора поднял с 6-метровой глубины идола из мореного дуба. Фигура длиной 154 см и весом почти 50 кг имеет грубо обозначенное лицо, вытянутую шею и разделенные, довольно короткие ноги.
Археолог Валентин Даниленко выразил предположение, что находка является "украшением кормы старорусс кого корабля насада". Идол, вероятно, изображал Велеса — языческого бога скотоводства, торговли и судоходства.
Поиски остатков прежней гавани, а также остатков древнерусских судов продолжаются. Осложняет их то, что сама Почайна со временем исчезла. Ее устье было углублено и расширено в конце ХІХ века, когда обустраивали современную гавань. Почайну тогда поглотил Днепр.
Комментарии
1