четверг, 09 апреля 2009 17:23

"Челюскинцы" жили на льдине с 13 февраля до 13 апреля 1934-го

В 1929-ом какой-то советский геолог во время экспедиции на Чукотку сел отдохнуть на склоне сопки и увидел под ногами серебристые камни. Они оказались оловянной рудой, а ее залежи здесь — наибольшими в мире. Совнарком СССР принял решение построить на Чукотке шахты, обогатительную фабрику и городок для шахтеров.

Но как доставить туда людей с техникой и как вывезти добытое олово? Решили попытаться пройти с Северного моря в Берингово на протяжении коротенькой навигации летом. В 1932-ом с этим заданием справился ледокол "Александр Сибиряков" под командой капитана Владимира Воронина и начальника Главного управления Северного морского пути бывшего киевлянина Отто Шмидта.

Но небольшое судно не было приспособлено для перевозки значительного количества груза. В это время датская фирма "Бурмейстер энд Вейн" строила по заказу Совторгфлота мощный пароход "Лена" водоизмещением 7500 т. 3 июня 1933-го его спустили на воду. В СССР пароход передали в ведомство Шмидта, а капитаном назначили того же Воронина. Кораблю дали новое имя — "Челюскин", в честь российского полярного исследователя.

В Мурманске на борт судна сели шахтеры с семьями — более 100 человек. Среди них было 10 женщин и двое детей. 2 августа "Челюскин" взял курс на Чукотку. Вместе с ним отправилась баржа "Пижма" с 2 тыс. зэков, которые должны были построить на Чукотке шахты.

13 августа на правом борту "Челюскина" экипаж обнаружил серьезную пробоину и деформацию корпуса. Шмидт и Воронин не рискнули завернуть экспедиции — это значило бы отложить на год добычу олова, в котором нуждалась индустриализация. За месяц суда достигли Восточно-Сибирского моря. Там их зажало льдами.

Сталин отказался от помощи американских спасателей

Пока лед двигался по течению в направлении Чукотки, Шмидт и Воронин были довольны. В ноябре они приблизились к Берингову заливу. Казалось, "Челюскин" и "Пижма" вскоре освободятся из ледяной блокады и выйдут на чистую воду. Но вдруг течение изменилось и суда понесло назад. Неподалеку находился ледокол "Федор Литке". Его капитан предложил помощь. Шмидт и Воронин отказались, потому что не имели права рассекретить баржу с заключенными.

Два месяца экспедиция беспомощно дрейфовала в Чукотском море. Под давлением льда обшивка "Челюскина" начала трещать по швам. Звук вылетавших из корпуса заклепок напоминал пулеметную очередь. 13 февраля в 13.00 левый борт парохода разорвало. Через 2 ч. судно утонуло. Шахтеры с семьями и экипаж в 40-градусный мороз высадились на огромную льдину, поставили палатки. Имели спальные мешки, запас продовольствия, радио. Радист отстучал сообщение об аварии.

В Кремле немедленно создали правительственную комиссию. Советские газеты оповестили о катастрофе на первых колонках. О барже не обмолвились ни словом.

Правительство США предложило отправить американские самолеты для поиска людей. Сталин отказался. Начальник конвоя Кандыба получил по радио приказ Москвы уничтожить баржу вместе с зэками. Под вечер конвоиры заложили под баржу три заряда и подожгли бикфордов шнур. Сработал только один заряд. Баржа тонула на протяжении 8 ч. За это время некоторые заключенные сумели воспользоваться радиостанцией, передать просьбу о помощи и убежать. Сигнал услышали на базе американской береговой авиации на Аляске. Беглецов нашли и забрали в Америку.

Между тем советские пилоты начали искать "челюскинцев". Их лагерь был обнаружен только 5 марта. Чтобы забрать всех, понадобились 24 авиарейса и шестеро пилотов. Спасательная эпопея завершилась 13 апреля 1934-го. Летчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев, Водопянов и Доронин стали первыми Героями Советского Союза. Их наградили также орденом Ленина и премией в размере годовой зарплаты. Отто Шмидт по решению правительства поехал подлечиться в Америку.

Добывать олово на Чукотке начали в 1941-ом.

О затопленной барже с зэками рассказали через шесть десятилетий

Советская история признавала пароход "Челюскин". Информация о барже "Пижма" обнародована в 1997-ом. Сделал это москвич Анатолий Прокопенко, бывший директор Особого архива, где хранились самые секретные документы. Через несколько лет вышла книга "Тайна экспедиции "Челюскина" кандидата филологических наук Эдуарда Белимова. Он построил рассказ на анализе исторических документов, а также свидетельствах двух человек из экспедиции — бывшего зэка из "Пижмы" Якова Самойловича и пассажирки "Челюскина" Елизаветы Васильевой. Она была женой начальника конвоя Кандыбы.

Сейчас вы читаете новость «"Челюскинцы" жили на льдине с 13 февраля до 13 апреля 1934-го». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі