пятница, 28 июня 2019 07:26

Почему 54 тысячи абитуриентов не сдали в этом году ВНО

Почему 54 тысячи абитуриентов не сдали в этом году ВНО
Эксперт рассказал, почему результаты ВНО в этом году неутешительны Фото: konkurent.in.ua

10 июля в Украине начнется прием документов от поступающих в высшие учебные заведения. Однако 53 613 абитуриентам этого не удастся сделать, ведь они не сдали порог из основного для всех предмета - украинского языка и литературы.

Из общего количества 339 753 участников ВНО - это 15,8%. В 2018 году, несмотря на одинаковый порог в 23 балла, эта цифра составляла 14,5%. Это почти на 7 тысяч человек меньше, чем в этом году. В 2017 таких абитуриентов было всего 8%.

- Качественного прорыва системы общего среднего образования за последние пять лет не произошло, - говорит шеф-редактор портала "Образовательная политика" Виктор Громовой. - Проект "Новая украинская школа" работает только в начальных классах. В старшей школе практически нет изменений.

Не слишком высокие ли пороговые баллы тестирования "сдал/не сдал"?

- Нет наоборот. Они очень низкие. Их можно было бы набрать благодаря простому угадыванию. ВНО внедряли с целью отобрать лучших абитуриентов в высшие учебные заведения. Если в Германии и других развитых странах только 40% выпускников школ становятся студентами университетов, то это должно быть нормой и у нас. Еще 40% получают там профессионально-техническое образование.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Четыре одноклассники сдали ВНО на 200

В Украине же около 80% поступающих попадают в вузы. Пороговый балл должен быть выше. Он отсеивать половину потенциальных кандидатов на обучение в университеты. Это позволит сделать нормальную селекцию в высшие учебные заведения.

Повлияло на такой результат участие в ВНО студентов профессионально-технических заведений?

- Качественный показатель из-за таких поступающих действительно падает. Думаю, что объединять школу с ПТУ было плохим решением. Обучение в таких училищах растягивают на два-три года, хотя их профессию можно освоить за полгода или год. Это неэффективно. Те ученики, которые хотели получить полное среднее образование и в дальнейшем идти в университет, могли бы воспользоваться другими формами обучения, например, экстернатом.

Украинские школьники стали менее ответственными в подготовке к ЕГЭ?

- Большинству учеников, которые не сдали пороговый балл на ВНО, оно просто не нужно. В таких абитуриентов нет никакой мотивации. Сдавать тест должны только те, кто претендует на университетское образование.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В МОН объяснили, на каких специальностях минимальный проходной балл

В прошлом году были просто анекдотические случаи, когда абитуриенты с результатом в 102 балла попадали на географический факультет педагогического университета на государственную форму обучения. Если такие студенты станут педагогами, не трудно предсказать каким будет качество их работы в школе. То, что теперь вытягивают на диплом даже крайне слабых студентов, демотивирует к обучению и тех, кто мог бы нормально учиться.

Как на результаты тестирования влияют образовательные подходы школ?

- Мы должны признать, что высокий балл на внешнем независимом оценивании является индивидуальным достижением ученика. Часто это результат роботы не школы, а репетитора, который "натаскивает" ученика на составление этого теста. ВНО никак не показывает уровень обучения в школе. К сожалению, обратной стороной медали с надписью "ВНО" есть и то, что в некоторых учебных заведениях фактически отсутствует образовательный процесс в выпускных классах. Все готовятся к ЕГЭ, махнув рукой на школьную программу.

Как Вы оцениваете качество тестов на ВНО?

- В эпоху инноваций стандартизированные тесты, которые предлагаются на ВНО, есть абсолютно устаревшими. Они не определяют мотивацию и реальную способность эффективно учиться в университете. Например, когда я как историк по специальности смотрю на тесты по истории Украины, осознаю, что большинство задач требуют банального заучивания. Не вижу в этом ни малейшего смысла, ведь сейчас у каждого есть доступ к Интернету и можно за считанные секунды найти любую нужную дату или идентифицировать какую-то картинку. Тесты должны определять историческое мышление ученика, то, как он умеет анализировать события, а не проверять его память.

Как меняется общий уровень эрудиции украинских учеников?

- Он снижается. Но не только ученики, но и общество в целом деинтелуктуализуеться. Способные и материально обеспечены выпускники массово едут на учебу за границу, из-за сложности в реализации своих навыков и талантов. Например, в прошлом году только в Ягеллонский университет в Кракове учились около пяти тысяч украинских студентов. Это один из ведущих вузов Польши. Украина превращается в аграрно-сырьевой придаток цивилизованного мира.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Утвердили количество бюджетных мест для поступающих

Есть ли способы повысить знания современных школьников?

- Для начала надо снять бюрократические путы школы и учителя, обеспечить реальную свободу педагогической мысли и действия. Конечно, необходимо вкладывать средства в профессиональное развитие педагогов, создать учителям комфортные условия труда и обеспечить достойную заработную плату. Следует радикально модернизировать материально-техническую базу школ. Особенно это важно для преподавания точных дисциплин. Тогда и детям будет интереснее учиться и учителя будут иметь больше мотивации.

В 2019 году 15,8% абитуриентов, которые писали обязательный тест по украинскому языку и литературе не преодолели порог "сдал/не сдал". Тест по математике не сдали 18,17%. По физике эта цифра равна 14,97% .С истории Украины порог не преодолели более 16% абитуриентов, географии - 10,43%, химии - около 14%.

Сейчас вы читаете новость «Почему 54 тысячи абитуриентов не сдали в этом году ВНО». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі