- Для того, чтобы в Украине был безопасный и эффективный рынок земли, он должен быть профессионально регулируемый, - рассказал экономический эксперт Ярослав Жалило.
- Это регулирование заключается в следующем. Первое: это защита прав мелких собственников. Потому что на сегодняшний день, когда есть коллективная форма владения, на члена такого кооператива могут давить, чтобы он свою землю продал.
Второе: мы нуждаемся в инструменте поддержки небольших аграрных хозяйств. Им трудно выживать в условиях нашего монополизированного аграрного сектора. Это в первую очередь означает финансовую поддержку. Вот, к примеру, в бюджете на следующий год предусмотрено миллиард гривен на поддержку фермерства. Но конкретных инструментов, как эти деньги должны распределяться, нет.
Третье: должен быть действенный инструмент контроля за использованием земель собственниками. То есть проверка уровня плодородия, эффективности агротехнологий и тому подобное.
Пока этого нет, внедрения полноценного рынка земель будет нерациональным. Потому что может быть быстрое перераспределение между непрофессиональными владельцами.
Почему этого до сих пор не принял парламент нынешнего созыва?
- Самая большая проблема заключается в том, что вопросы рынка земли очень политизирован. И активно используется политиками как плацдарм для пиара. Любое профессиональное обсуждение этой реформы становится невозможным. Ибо на фоне сразу образуются различные политические спекуляции. И парламент в свою очередь тоже не может принять соответствующий закон.
К тому же, скоро наше общество будет втянуто в предвыборный процесс и тем более профессиональное решение этого вопроса будет отложено на непонятный срок. Это проблемно, ведь Украина обязалась провести земельную реформу перед Международным валютным фондом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Назвали, сколько может стоить гектар украинской земли
Кто выигрывает от моратория сейчас?
- От продления моратория выигрывают те политические силы, которые постоянно спекулируют на этом вопросе. Они снова могут кричать, что надо защитить село. Хотя на самом деле мораторий ведет к дальнейшему размыванию аграрного капитала и дифференциации между крупными и мелкими собственниками земли. Также выигрывают крупные агрохолдинги. Им выгодно не покупать землю, а поддерживать арендные отношения. Ведь землевладения должно быть ограничено и они не смогли удержать свои агроимперии.
Когда могут отменить мораторий? Это произойдет под давлением МВФ?
- Реально мораторий может быть отменен только после выборов президента. То есть в 2019 году. Но и это может произойти только при условии того, что к этому моменту уже будет наработан и профессионально обсужден соответствующий законопроект. Надо сформировать такую нормативно правовую рамку, в которую потом можно будет просто "поместить" реформу и это не заняло бы много времени. В обратном случае история просто повторится и мораторий продлят. МВФ также может давить, но его рычаги влияния на самом деле довольно ограничены. Он просто может задержать предоставление очередного транша.
Какой западный опыт можем использовать для улучшения ситуации?
- В Европе есть разные подходы. Важный опыт, который Украина стоило бы использовать, - это контроль за эффективностью и рациональностью использования земли. В западных странах агрорынок очень регулируемый. Там установлен максимум владения, в нашем государстве, я считаю, тоже надо ввести.
Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения продлен еще на один год. За это проголосовали 236 депутатов Верховной Рады. Запрет действует с 2001 года и ее снятия является важным условием сотрудничества с Международным валютным фондом. Зато мораторий снова продлили.
Комментарии