четверг, 28 марта 2019 06:10

У Дмитрия Гнатюка пропало на "книжке" 200 тысяч рублей
6

28 марта 1925 года родился оперный певец Дмитрий Гнатюк, первый исполнитель хитов 1960-х - "Два кольори" и "Мій Київ".

37 лет он пел в столичной опере. Выступал как концертный исполнитель, записал 21 пластинку. В репертуаре было более 85 произведений национальной и мировой классики.

На оперной сцене ему принадлежат образы Остапа и Николая из "Тараса Бульбы" и "Наталки-Полтавки" Лысенко, Петруччио ( "Укрощение строптивой" Шебалина), Мазепы и Онегина ( "Мазепа", "Евгений Онегин" Чайковского), Демона в "Демоне "Рубинштейна", Фигаро из "Севильского цирюльника" Россини.

Гнатюк также занимал должность главного режиссера и директора Национальной оперы. Имеет звание Героя Украины, избирался в Верховную Раду III созыва, где возглавлял комитет культуры.

Мы собрали интересные истории из его жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Когда заехал во двор на "запорожце", все ахнули" - Анатолий Паламаренко

Лучшего за Киев города не встречал

"Директор танкового завода, где я работал после войны, предложил: "Дадим тебе направление учиться. Куда скажешь: в Москву, Ленинград". - "Нет, в Киев". Приехал я в столицу нашей в фуфайке, кирзовых сапогах, - вспоминал. - Направление решил никому не показывать - хотелось, чтобы принимали, каким есть. Иду, сам не знаю куда, будто кто-то за руку ведет. От вокзала поднимаюсь до Бессарабки. Тогда на Крещатик, а он разрушен. Прихожу в филармонию. Пересекаю улицу - и на Владимирскую горку. А там альтаночка. Сел. Здесь Владимир, здесь Днепр! Здесь и буду ночевать. Пока сдавал экзамены в консерваторию, четыре дня там жил, в той альтаночке. И сколько меня в жизни водило по миру, лучшего за Киев города не встречал".

Выступал в рваных штанах

В 1948 году Григорий Веревка приглашает выступать вместе с хором студентов консерватории Дмитрия Гнатюка. Тот долго отказывается - преподаватели рекомендуют талантливому парню сольную карьеру.

"Куда мне на сцену? Брюки такие оборванные, что заплату негде ставить. Стипендия несчастная - новых не куплю", - говорит.

"Не переживай! - отвечает Веревка. - Ты, главное, когда выходишь, улыбайся. Пропоешь - и задом-задом за кулисы".

Через несколько дней после концерта дает Гнатюку деньги на новую одежду. Хватает на костюм, рубашку, галстук и туфли с комиссионного магазина.

Пел для Сталина "Смотрю я на небо"

На концерт по случаю 70-летия Сталина его тоже взял Веревка.

"В правой ложе сидели Мао Цзэдун и Сталин, - вспоминал Дмитрий Михайлович. - После концерта к Веревке подошел какой-то чиновник и спросил, кто может выполнить для вождя несколько украинских песен. Григорий показал на меня. Решил спеть "Смотрю я на небо". Меня привели в Кремль к Георгиевскую залу и учат: "Пять шагов вперед, пять направо, там рояль, аккомпаниатор - пойте". Я так дрейфил, что даже плохо стало. Полный зал людей, свет ударил в глаза. И вот запел. "Что еще споешь?" - спросил Сталин. Я выдал: "Если на праздники с вами встречаются несколько старых друзей, припоминается все, что нам дорого. Песня звучит веселей. Тост наш за Родину, тост наш за Сталина, выпьем и снова нальем!". Весь зал подхватил. Сталин говорит: "Садись, покушаем". Я сажусь, дрожит рука, откусываю от крошечного пирожка, и мне застревает в горле. Ко мне подошли: "Если не хотите, можете идти". Дали две сумки: одну - с выпивкой, вторую - с закуской. Там было и любимое вино Сталина - "Хванчкара". Мы с Веревкой всю ночь сидели. Потом мне передали: если бы не был студентом, получил бы звание народного".

Жена пережила на 52 дней

"В Киеве я снимал уголок в одной женщины. Впоследствии переселился в общежитие, но к ней заходил в гости. Раз открыла красавица-девушка: "Хозяйки нет", и двери хлоп - перед самым носом закрыла. Что же это, думаю, такое? Всегда нравлюсь девушкам, а здесь? И позвал ее на свидание. 66 лет прожил с Галей моей", - рассказывал.

Языковед Галина Макаровна пережила мужа на 52 дня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дмитрий Гнатюк заказал надгробие за восемь лет до смерти

Любили вожди

"После песни "Віє вітер, віє буйний" меня вызвали в КГБ:"Ты, сукин сын, о какой воле поешь? Тебе советскае государство дало возможность учиться, а ты про бандитов поешь". Рыльский и Паторжинский меня спасали: "Он же молодой, это же наша история", и меня простили. Стукачей было много, но повезло, что меня любили вожди.

Часто это помогало избежать неприятностей. В 1962 году в Канаде на гастролях мне пообещали бесплатно сделать "голливудскую улыбку". Говорят: "Задержитесь на две недели, чтобы успеть". Я - заявление послу. Но разрешения так и не получил, потому что его где-то на месте не было. Возвращаюсь домой - вызывают в райком партии: "Остаться хотел? Родину продать?" Ну, думаю, все. Но Никита Сергеевич вступился. Очень уж он любил песню "Рідна мати моя". Я всегда пел для него не менее трех раз подряд. При Хрущеве я получил звание народного артиста. А зубы у меня так свои и остались".

Пить учила Зыкина

"Мы с Людочкой познакомились на партийных концертах в Москве еще при Никите Хрущеве. По несколько раз в год встречались в Кремлевском дворце съездов, где пели в "солянках" для номенклатуры. Это были очень теплые свидания. Людочка - высокообразованная, никогда не называла меня хохлом, а звала Димой. При уважительных гостях - "Дмитрий Михайлович" . Украинский язык ей легко давался. На слух записала слова на листочке - и никакого акцента. С Людой подготовили два дуэта "Чом, чом, земле моя" и "Місяць на небі". Последний она очень любила. "Зіроньки сяють, тихо по морю човен пливе... "- напевает. - В Киеве Людмила Георгиевна любила виступать на Певческом поле, перед Днепром. В Крыму встречались почти каждое лето. Она меня пробовала научить пить коньяк массандровский. А у меня каждый вечер концерт, отпрашиваюсь у нее: "Людочка, не могу больше, потому что голоса не будет". Так и недоучился в питье на профессора.

Посадил три сада

"Мне всегда хотелось иметь красивый сад, чтобы в нем было все, что только можно придумать. Первый свой сад я заложил еще в 13 лет в родных Мамаевцах на Буковине. Со вторым вышла интересная история. Я уже был известным певцом, как Владимир Щербицкий - первый секретарь Компартии Украины как-то сказал: "Все у меня что-то просят. А ты чего молчишь?" Отвечаю: "У меня все есть. А то, что хочу, вы мне не сможете дать". - "Как я не смогу?" - засмеялся он. Говорю: "Хочу земли, а вы мне только 5 соток сможете дать". Я вырос на земле, и что на тех 5 сотках посадишь?" - объясняет.

"Через несколько дней Щербицкий, а он был очень обязательным и порядочным человеком, звонит:"Бери участок на 25 соток . Это место в Старых Петровцах, в 30 км от Киева.

"Очень я полюбил это место: сад вырос роскошный, с круч за городом виден Днепр, дышалось так легко. Но здесь выстрелил Чернобыль. И все. Чувствую, что задыхаюсь там. Померили дозиметром: радиация зашкаливает. Как-то так легло пятном на мой участок. Сказали мне специалисты: "Хотите здесь жить, сад снести, 15 см почвы снять, угол дома развалить. "Нет - говорю, - это уже не оно." Года три на тот участок не ездил, а потом ее купил какой-то чиновник. Дал мне денег, я даже не считал сколько",- рассказывал Гнатюк.

Дмитрий Михайлович говорит, что предупреждал покупателя о радиации.

"Но уже очень ему те места понравились. У него был туберкулез страшный, но каким-то образом на этой даче ему становилось легче".

Место под новый сад певец искал очень тщательно. Привез из Америки маленький дозиметр и искал место без радиации.

"Нашел старый домик с 60 сотками на хуторе Майсин на границе Полтавской, Киевской и Черкасской областей. Хутор маленький, всего 30 домиков. Такая глушь! Положил дозиметр на огороде и сам работаю. Он на "нуле", я подхожу, стрелка поднимается. Значит в земле радиации нет, а во мне есть!"

"Домик мы розваляли, на 30 сотках я заложил сад. Там есть все, - груши, яблони, сливы, абрикосы, вишни, черешни ... Жена Галина Макаровна очень любила в огороде то копаться, то сажать. Какая это радость, когда видишь, как растут твои огурцы, помидоры, перчик. Урожай больше раздаем, сколько там нам надо".

Ездил на Buick

"Моим соседом был секретарь американского посольства. Ездил на машине Buick. Всегда я ним любовался, у дома нашего стоял. А закончил он каденцию и говорит: "Господин Гнатюк, купите. Продам вам, как в Америке, недорого - за10 000". - "Нет, не имею". - "Так отдам дешевле".

Люблю сам быть за рулем автомобиля.

Зачем мне водитель? Оперные певцы - скромные люди. И люблю я по трассе с ветерком. К Майсину 140 километров, но дорога хорошая", - говорил.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дмитрий Гнатюк умер из-за проблем с сердцем

Заработал полмиллиона долларов

"При Союзе с одной зарубежной оперой имел глупость подписать контракт. Думал: я - свободный человек, подпишу, приеду раз в полгода, спою две-три спектакля, и все. По два спектакля мне 10 000 долларов дали. Выступил раз, высокие отзывы за рубежом. Приезжаю в Москву. Меня встречает человек: "Езжайте прямо в Госконцерт. К отелю не заезжайте". Говорят: "Где ваш гонорар?" - Достаю из нагрудного кармана. - "Забрать!" - "Отдайте хоть 400 долларов", - прошу. - "Нет, вы наказаны". Так вот родная страна благодарила, для которой я зарабатывал миллионы.

Продавали меня и таких, как я, по 10-15 тысяч долларов. А на руки платили за три отдела концерта 200 долларов. Остальные забирал Госконцерт. Как-то на гастролях в Австралии, Новой Зеландии дал 57 концертов, заработал полмиллиона долларов. Меня попросили, чтобы привез их с собой. Кейс купил, цепочкой прикрепил к руке. На таможне были удивлены: "Как вы посмели это сделать? Вас могли убить". У меня забрали кейс. Хотел, чтобы отдали 50 000, а дали 20. Сказали, что больше не положено. На книжке было 200 000 рублей. Тут Союз распался, все пропало".

Сделал себе надгробие еще при жизни

Гнатюк сделал себе надгробие еще при жизни. Говорил: "Как умру, ничего не просите. Все равно не помогут". За восемь лет до смерти заказал надгробие. Хранил в гараже.

* * *

Дмитрий Гнатюк, 91 год, оперный певец (баритон), родился 28 марта 1925 в селе Староселье, ныне Мамаивка, теперь Кицманского района Черновицкой области. В семье было шестеро детей. Первые уроки вокала брал у руководителя местного церковного хора. "Я с детства пел. Когда где-то терялся, то говорили - идите ищите там, где играют. Очень любил "Троистых музык". Ходил в румынскую школу, потому что Северная Буковина в то время принадлежала Румынии.

Окончил столичное музыкальное училище, в 1951 году - Киевскую консерваторию, класс Ивана Паторжинского, и стал солистом столичного театра оперы и балета. Исполнял партии Султана в "Запорожце за Дунаем", Энея - в "Энеиде", Остапа - в "Тарасе Бульбе", Николая - в "Наталке Полтавке", Петруччио - в "Укрощение строптивой", Онегина - в "Евгении Онегине", Фигаро - в "Севильском цирюльнике".

Выступал как концертный певец. Стал первым исполнителем песен, вошедших в "Золотой фонд украинской эстрады": "Мій Київ", "Два кольори", "Пісня про рушник", "Черемшина", "Марічка", "Цвітуть осінні тихі небеса", "Ясени". Объездил с гастролями весь мир. Записал 21 пластинку, шесть компакт-дисков. Концертный репертуар насчитывает более 85 произведений национальной и мировой классики. Как режиссер поставил более 20 спектаклей.

Народный артист СССР, народный депутат Украины III созыва, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко, Герой Украины. Работал главным режиссером и директором Национальной оперы.

С женой, доктором филологических наук Галиной Макаровной, воспитали сына Андрея. Преподает в вузе французский язык. Имеют внука Дмитрия.

Умер 29 апреля 2016 года. Полгода неподвижный пролежал в больнице. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Сейчас вы читаете новость «У Дмитрия Гнатюка пропало на "книжке" 200 тысяч рублей». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі