четверг, 02 февраля 2006 19:51

"В моей трудовой книжке 55 записей"

Автор: фото: Андрей Еловиков
  Олег Примогенов говорит, что утром ползал по полу с одеялом на голове перед студентами
Олег Примогенов говорит, что утром ползал по полу с одеялом на голове перед студентами

Что такое великий актер? Это большая неволя. Это раб успеха и вечного присутствия на виду у публики. Некоторые из великих актеров избирают другой путь — не по пути со славой.

В Киеве есть такой актер. Это Олег Примогенов. Его долго может не быть "на месте". Потом он возвращается. Спросишь, где был, и он серьезно рассказывает, что был на Первом всемирном съезде актеров, игравших Ленина. Там, кроме наших, собрались актеры-негры и чукчи. Что там делал Примогенов, неизвестно, но верится!

Он мог бы украсить собой любую столичную академическую сцену, но играет редко, и то — в маленьких театрах. Иногда думаешь: ну что он там делает?! А, впрочем, вы подойдите, скажем, к театру "Колесо" вечером, когда на деревьях на Андреевском спуске укладываются спать грачи. И вы почувствуете уют и покой, которого нет в суете больших театров.

Денег не было, крал булочки по три копейки

Эта беседа происходила в столичном театре "Колесо" за полчаса до спектакля "Где ви сохните белье?". Примогенов играет в нем Гоп-Точила. Мы начали с его бурной молодости, с конца 70-х – начала 80-х годов.

— Я киевлянин, но в молодости за Киев не держался. А что было в те времена делать здесь? Глухомань! А где-то есть Франковск, Харьков. Как-то очутился, без ничего, в Минске. Это прекрасное состояние — когда у тебя ничего нет. Денег не было, гулял, как в детстве, крал булочки по три копейки. В Минске я поступил в цирк. Там не спрашивали, кто ты, есть ли паспорт, только бы работал шестнадцать часов в сутки. И я работал — с лошадьми, с клоунами. В свободное время ходил слушать Вагнера...

Потом приехал в Киев. Это 1979 год, как раз Молодежный театр создавали. Меня взяли. Правда, сначала не актером, а гардеробщиком. Или грузчиком. А мне не впервой, у меня в трудовой книжке было уже записей двадцать. А теперь их там пятьдесят пять, по советским меркам я — летун. Директоры фирм, куда нанимался грузчиком, читали мою трудовую книжку так: ага, артист, грузчик, артист, опять грузчик. "Что, брат, судьба не сложилась? Хреновый ты, значит, артист? Ну, ничего, здесь выпендриваться не надо, здесь — ящики тягать!" А почему, случается, идешь в грузчики? Потому что театр – это фиглярство, это грех, обман людей. Это надоедает. Поэтому все бросаешь, и идешь в народ. А затем там надоедает, и опять идешь в театр.

В день открытия клуба я выпил 15 литров пива

Молодежный театр был интересен. Я там создал пивной клуб. Тогда был "Ручеек" на Крещатике: бросаешь в автомат гривенник и получаешь стакан пива. В день открытия клуба я выпил на спор шестьдесят стаканов пива. То есть пятнадцать литров. И с тех пор стал председателем пивного клуба. Это налагало на меня определенные обязательства, я серьезно готовился к заседаниям. Открывая очередное заседание, скажем, на тему "Пиво и Моцарт" или "Пиво и Бетховен", я говорил, что Девятая симфония Бетховена — как пиво, потому что не несет в себе агрессии. Если пьешь водку, то это не Бетховен, вино — это больше имеет отношение к Гайдну, а вот пиво — это "Объединяйтесь, миллионы!". Вот такие речи я провозглашал для членов клуба и всех, кто был в "Ручейке".

После того, как ушел из Молодежного, ты нигде больше не работал постоянно. Такое существование дает свободу. Но при этом ты лишаешь себя возможности быть слишком известным. Как когда-то говорили, пора уже и Ленина играть, а ты?

— Знаешь, я сегодня утром ползал по полу с одеялом на голове, показывая студентам отрывок из пьесы Метерлинка. При этом я приехал в институт с ребенком в коляске, с моим сыном Андреем — его не на кого было оставить. Но мне интересно с ними работать, и не думать при этом о деньгах. И если бы я вдруг стал миллионером, то потратил бы эти деньги на то, чтобы ходить в институт и общаться со студентами!

А еще мне интересны разные новые постановки. Вот я играю спектакль "Холидей!" в Театральном центре Могилянки. Там собираются ставить еще пьесу Подервянского, и меня якобы хотят взять. А где-то в солидном репертуарном театре я еще долго ждал бы очереди на роль.

Мечтаю поставить "На мели времен" по "Макбету" Шекспира. Я сделал такую композицию, для себя и одной актрисы из театра "Колесо". Но не начну работу, пока не найду денег — на реквизит, на то, чтобы заплатить актрисе. Не будешь же ангажировать людей на простом энтузиазме. Но на это нужно найти тысячи три долларов.

А с композитором Игорем Миленко мы написали мюзикл "Мечтатели" — о киевском периоде жизни Юзика Пилсудского. В юности он, как каждый социалист, грабил банки, а в Киеве встретил свою будущую жену. И там еще есть молодой театральный критик Симон Петлюра. Они втроем мечтают о больших деньгах и о любви. Я написал стихотворные арии и даже несколько музыкальных мотивов. Классно, даже самому нравится.

Ты закончил сниматься в роли Левы Задова, начальника махновской контрразведки в сериале о Махно...

— Это какая-то комедия, мне кажется. Потому что на студии Довженко что не снимают, всегда комедия выходит!

Что такое твой Лева Задов?

— О, загадочная фигура, артистический мужчина: писал фельетоны, экспроприировал банки, изучал китайский язык. Стал агентом ГПУ. Потом торговал в Харькове мороженым на вокзале с любовницей. А в 1938 году его расстреляли. Раньше Леву играли опереточным: "Я — Лева Задов, со мной шутить не надо!". А наш режиссер давал свободу импровизировать, искать этот образ. У меня Лева на вид такой себе "рубаха-парень", который не может без хохм, анекдотов. Я пытался в каждый эпизод втиснуть разные прибаутки, песни. Он у меня поет все время, хоть этого в сценарии нет.

А что ты там поешь?

— Да все, что вспоминалось. Когда Лева встречает давнего друга, греческого анархиста, которого считал убитым, то припевает: "Посмотрите, девчоночки, каким я удался, моего отца повесили, а я оборвался!" Или мне говорят, что Троцкий махновцев полюбил. А я говорю: "О, стало легче нашей матери — то не пила, а это уже и не пьет!" А те говорят: "Ну, да это как муж и жена, они ссорятся!" А я им: "Хоть и стоя, хоть и раком, все равно законным браком!"

Мне важно там было вставлять этот сленг, чтобы было живее... Фильм выйдет на экраны весной.

Ты не хотел бы солидно осесть где-то в театре?

— Ну, а теперь где мы вот сидим?!

Олег Примогенов, 51 год, актер. Работал в театрах Ивано-Франковска, Харькова, Киева. В столичном театре "Колесо" сейчас занят в спектаклях "Эмма", "Каспар", "Где ви сохните белье?". В спектакле "Холидей!" Театрального центра Киево-Могилянской академии играет одновременно 12 ролей.
Снимается в кино ("Две Юлии", "Железная сотня", "Мазепа", "Шум ветра", "Нестор Махно").
Преподает актерское мастерство на кинофакультете Киевского театрального университета, который когда-то закончил сам.
Жена — режиссер озвучивания на киностудии, сыну Андрею восемь месяцев.

Сейчас вы читаете новость «"В моей трудовой книжке 55 записей"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі