пятница, 18 августа 2017 00:15

Николай Гоголь завидовал Тарасу Шевченко

 

— Зачем нам Тарас Шевченко — бронзовый памятник? Знаете, когда его рисовали в той смушевой шапке — почти перед смертью. А до того он был такой, как на "ше.фестовских" футболках. Счастливый, улыбающийся. Творил и любил красивых девушек, — говорит лидер группы "Світло" Богдан Буткевич, 33 года. Он участник фестиваля Тараса Шевченко "Ше. Фест". В четвертый раз состоялся на родине Кобзаря в селе Моринцы Звенигородского района на Черкасчине. В этом году лозунг фестиваля: "Твоя страна — твоя борьба".

— В первую очередь бороться будем с жарой, 35 градусов, — говорит 25-летний Александр Бабенко. У него на плечах — рюкзак со спальниками, рядом сложена палатка. На фестиваль приехал из Звенигородки.

— Служу по контракту в Песках на Донбассе. За год наперед договаривался с командованием про отпуск, чтобы попасть сюда. В 2016-м приехать не удалось. В 2015 году был в охране "Ше.Феста", познакомился с девушкой. Опять в Моринцах вместе.

— Все палатками заполонили. Скоро до моих тыкв доберутся, — говорит местный житель Василий Бабий, 55 лет. На выступление черкасской роковой группы "Сонце в кишені" пришел в вышиванке.

На Просветительской опушке гости фестиваля слушают лекцию шевченковеда Елены Данильченко о тайнах любви Тараса Шевченко к Анне — жене помещика Платона Закревского.

— Познакомились с красавицей в 1843 году. Вспоминал ее даже на ссылке. Посвятил Анне поэму "Святая". Подписал, что посвящает произведение своей единственной любви. Также ей — поэма "Невольник". 21-летняя Анна Закревская была вдвое младше мужа. Уже имела двух детей — Игната и Александру. Флиртовала с гостями на балу. Украшала наряд цветами. Шевченко просил у нее хотя бы одну синюю розу с платья. Поэт Александр Афанасьев-Чужбинский через два года увидел этот цветок у Шевченко дома. Долго он хранил ее. В 1845-м Анна Закревская родила дочь Софию. Ребенок, которого так и не признал ее муж. У нескольких исследователей она — София Тарасовна Шевченко-Закревская.

В разговоре с читателями писатель Василий Шкляр вспомнил об отношении Гоголя к Тарасу Шевченко.

— Когда-то Николай Васильевич сказал такое, что простить тяжело: "Я люблю Шевченко как земляка, как художника, но не воспринимаю его стихотворений. В них больше дегтя, чем поэзии", — рассказывает Василий Шкляр.

— И писать нам всем нужно на "общерусском язике". И не только малороссам. Но и чехам, сербам. После таких слов становится понятно, почему один избрал путь страдника, а второй жил в комфорте.

Пока Шевченко был в ссылке в Средней Азии, Гоголь отдыхал в Италии на царской стипендии. Исследуя все письма и рефлексии Гоголя, пришел к неожиданному выводу, — говорит Шкляр. — Когда он так полупрезрительно говорил о Шевченко, то на уровне подсознания глубоко завидовал тому, кто смог пойти на такую жертву ради своей нации. В те времена, когда казалось, никакой надежды на возрождение Украины не было.

На "Художественной опушке" рисуют героиню шевченковской поэмы — Катерину, каждый желающий может приобщиться.

— В 2016-м рисовали Шевченко в образе звезды рок-н-ролла Элвиса Пресли, — рассказывает художница 28-летняя Елена Вишневская. — В этом году для мальчика создаем девочку. Советуем людям, куда какой мазок наложить. Дети, взрослые, бабы-деды — все рисуют.

— Хотим, чтобы наша Екатерина была радостная, чтобы у нее судьба сложилась хорошо. Будет иметь улыбку украинской Моны Лизы, — добавляет художница Татьяна Слободян, 28 лет.

В моринском доме культуры киевский любительский театр "Щ.Е.К" поставил собственную пьесу "Чужие сны" об эмиграции. Пара собирается выезжать за границу, сидят на собранных чемоданах. Разговаривают о продаже квартиры и билетах на самолет.

Вдруг мужчина говорит, что передумал ехать. Во сне ему начали слышаться украинские стихи. Вспоминает, это поэзии из шевченковского "Кобзаря" — о жизни на чужбине. "Не хочу, чтоб наши дети видели чужие сны", — объясняет невесте.

Главными звездами на музыкальной сцене "Ше.Феста" стали этно-рокеры "Козак Систем".

К трем мужчинам с девушкой под сценой подходит охранник. Формат праздника безалкогольный, объясняет.

— Пиво нельзя, а материться со сцены — нормально? — говорит мужчина в полосатой тенниске. Включает на телефоне песню "Наш манифест", которую на бис выполнили "Козак Систем".

"Тульський пряник та парєна рєпа,

Рассольник, пельмєшки та шапки із мєха,

Балалайки, медведі, застолья, раздолья,

"Аншлаг", "КВН", "Вечера в Подмосковье",

"Операция "Ы", "Ирония судьбы",

Восьме марта — цвєти, серіал "Менти",

Ходорковский, Навальный, Жириновский, Шойгу,

Михалков, Охлобыстин, Кобзон, Расторгуев,

ОРТ, НТВ, МТС,

На х… й пішли — от вам наш маніфест!" — поет в ней лидер группы Иван Леньо.

Фестиваль "Ше. Фест" посетили почти 4 тыс. людей.

Сейчас вы читаете новость «Николай Гоголь завидовал Тарасу Шевченко». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі