- 10 лет назад для меня большими деньгами были 5 тысяч долларов. Сейчас надо добавить еще два нуля, чтобы на эту цифру посмотрел круглыми глазами и начал писать, - говорит белорусский сценарист Андрей Курейчик, 33 года. По его сюжетам сняли русские комедии "Любовь-морковь", "Елки". Осенью на экраны вышел украинский сериал "Одесса-мама", к которому писал сценарий с киевлянином Александром Качаном.
- Иностранцам сложно почувствовать колорит языка. Мне проще было сконструировать историю, чем расписывать тонкости, связанные с духом Одессы. Кочан привнес больше одесского стиля. Хотя некоторые детали я добавил от себя. Например, хозяйка моей квартиры была настоящей одесской теткой. Все время повторяла: "Ты белорус, тебя по-любому обманут, остерегайся". И сама же первая обманула - загнула за квартиру нереальную цену.
Говорим с Андреем в кофейне в центре Минска. Он заказывает себе порцию дерунов и русское пиво. Рассказывает, что первые гонорары заработал студентом юридического факультета. В 2001-м его пьесу "Пьемонтский зверь" взяли в МХАТ.
- У меня было 10 экземпляров, больше распечатать не мог - дорого. Отослал поровну: пять - в белорусские театры и пять - в московские. Отозвался лишь Табаков. Олег Павлович пригласил в Москву. Заставил походить на представления его театра, пока я подписал соглашение на постановку. Заплатили 2 тысячи долларов. До этого времени на практике в юридической фирме я зарабатывал максимум сотню долларов в месяц.
Как начали писать киносценарии?
- Случайно. Белорусский режиссер, у которая положила глаз на мою пьесу "Исполнитель желаний", приехала на одну из московских киностудий. Что-то монтировала, а текст положила на стол. Мимо проходил директор студии, полистал и отнес продюсеру. Тому понравилось, и меня пригласили на встречу. В ресторане "Пушкин" на Тверской, как сейчас помню: как только открыл меню - сразу стало плохо от количества нулей. Москвичи хотели купить права на пьесу, но я попросил разрешению самому переделать ее в сценарий. Придумал, по существу, совсем другую историю. Общим было разве то, что герои менялись телами.
Поехал в Минск, все переписал, выслал первые 30 страниц - заказчику понравилось. А уже потом началась настоящая работа. Когда фильм "Любовь-морковь" с Гошей Куценко и Кристиной Орбакайте за первую неделю проката собрал 6 миллионов долларов, я был шокирован. В то время русские фильмы, за исключением "Дозоров", ничего не собирали.
Говорят, вас приковывали наручниками, пока не напишете вторую часть.
- До такого не доходило. Но со мной очень серьезно разговаривали солидные люди. Они же теряли безумные деньги в случае провала. На первой части поджимали сроки. Меня отправили в пансионат для престарелых. За неделю не дописал - оттуда ни ногой. Обеспечили водой, едой, компьютером - и я сидел там, как раб. Бывает, что такой стресс помогает. Если расслабишься, сценарий становится менее острый. Но иногда давление мешает, особенно когда пишешь комедию.
Сценаристу можно ошибиться только раз - как саперу. Ошибся - уже не позовут. "Любовь-морковь" писал о себе и жене. Но мы не похожи ни на Гошу, ни на Кристину. Я удивился, что фильм так хорошо пошел. Оказалось, что люди хотят этого семейного узнавания, быта, смешных ссор, и, чтобы все по-доброму заканчивалось.
Часто ли берете ваших героев из жизни?
- Одна из них хотела на меня даже в суд подать. В сценарии сохранил имя и фамилию - Юля Маевская. Назвал картину "Юленька. Зло". Но продюсеры сказали, что для проката в Украине в названии надо оставить просто "Юленька". Писал о своей первой любви. Девочка казалась таким ребенком, цветочком, но жалила, как змея. Мои тогдашние кошмары стали сценарием триллера.
Комментарии
5