500 картин из коллекции "Сельский гламур" актера 42-летнего Антина Мухарского вывесили в столичном Музее современного искусства. Он собирал их 10 лет, покупал по $20–50 на блошиных рынках, в селах и у коллекционеров.
— Это ремесленные картины, которые рисовали в селах. Теперь они никому не интересны, их просто выбрасывают из домов, — говорит Антин. — Основы этого ремесла закладывались в 1930-х. Потом эту традицию прервал Голодомор. После войны вернулось много калек, инвалидов, и государство позволило им рисовать. Таким выдавали разрешения на индивидуальную трудовую деятельность. Когда пришел телевизор, кустарная живопись умерла.
Картины нарисованы масляными красками на ситце или мешковине. Их не вставляли в рамы, потому что это дорого стоило.
— Полотна не подписывали, чтобы фининспекторы не могли подсчитать количество созданных работ. Приходит проверка, а ей говорят: это Ванька автор. Ванька кивает на Гришку, а тот — на Семена.
Продавали "сельские" картины на базарах, стоили 3–5 руб.
— Женщины ими украшали дома. Мужчины это называли "бабскими фантазиями". Популярными были изображения трех богатырей, русалок, влюбленных и пейзажи. На дни рождения дарили рисованные цветы. Молодым на свадьбу приносили картины с лебедями. Но самым популярным сюжетом была Аленка с оленем. Есть версия, что это перерисовка с немецкой почтовой открытки начала ХХ века.
Выставка будет длиться до 4 сентября.
На фото — сюжет о цыганском трио.
Комментарии