Троицкие ворота - двери к вечной любви

Единственный древнерусский храм, переживший землетрясение в 13 в. и татарское нашествие - Троицкая надвратная церковь в Лавре. Какие тайны она скрывает?

Не все боголюбивые паломники и любознательные туристы, входя в Киево-Печерскую Лавру через главные Святые ворота, знают, что они проходят под алтарем Троицкого храма. И склоняя головы перед узким входом в старинных кованых воротах, каждый невольно склоняется перед непостижимой тайной Живоначальной Троицы, которую древние архитекторы и иконописцы пытались воплотить в совершенных формах и росписях знаменитого Печерского монастыря. Троицкая надвратная церковь - не только одна из самых красивых в Лавре, это единственный в Киеве древнерусский храм, который не был разрушен ни во время землетрясения 1230, ни во время татаро-монгольского нашествия 1240, когда все остальные превратились в руины, ни во время последующих лихолетий.

Наблюдательный паломник обратит внимание на неоштукатуренные участки со старинными кирпичами и во входном проеме, и на южном фасаде, который наглядно воспроизводит дух древнерусской архитектуры. К северному фасаду достроен придел с лестницей - храм с этой стороны имеет нарядный барочный вид. А о западном и восточном фасадах Троицкой церкви, которые открываются перед каждым входящим и выходящим из Лавры, и речи нет: украшенные пышной лепкой, расписанные иконами, с ажурными позолоченными полукрышами, они передают, насколько это возможно для земного воплощения, красоту и совершенство духовного небесного мира.

Храм возвели в 1106-1108 гг на средства черниговского князя Святослава Давидовича, принявшего постриг в Киево-Печерском монастыре с именем Николай, известного еще как Николай Святоша

Храм возвели в 1106-1108 гг. на средства черниговского князя Святослава Давидовича, принявшего постриг в Киево-Печерском монастыре с именем Николай, известного еще как Николай Святоша. Так князя прозвал народ за богоугодные дела, тем более, что новое название "Святоша" созвучно с мирским именем печерского святого. За тридцать шесть лет, проведенных в Лавре, преподобный Николай Святоша как владелец княжеского состояния и поместий многое сделал для святой обители: построил церковь над главным входом, основал при ней больничный монастырь с отдельным игуменом, госпиталь для больных и пожилых монахов. Преподобный и сам не раз охранял ворота, напоминая всем входящим в Лавру о гневе Божием для грешников и милости к праведникам.

В конце XVII века и на протяжении XVIII церковь была реконструирована в стиле украинского барокко, и она приобрела современный вид. Шлемообразную древнерусскую баню превратили в грушевидную, изменилось внутреннее убранство и появились новые росписи. Первоначальный аскетический вид заменили барочной "игривостью": темы для всех новых фресок были взяты из Священного Писания, но на декор, орнаменты и цветовое решение в значительной степени повлияли традиции украинского народного искусства.

Свежая зелень на Зеленое воскресенье и ароматные травы в сочетании с пышным декором и животворной красочной иконописью довершают благодатное праздничное настроение и побуждают к благодарственной молитве Творцу неба, земли и всего, что в течении непродолжительной земной жизни радует глаза.

Хотя и возникла Христианская Церковь на основании иудейской веры в Единого Бога, а Новый Завет базируется на основных положениях Ветхого - Христос Своим Воскресением и Вознесением сравнял все нации и народы, сделав их равными перед правом на вечную жизнь. Поэтому в истории почти каждого христианского праздника прослеживается иудейский след, как и в случае с празднованием христианской Пятидесятницы, дня Пресвятой Троицы.

Трижды в год ветхозаветные иудеи обязательно приходили в Иерусалимский Храм: на второй день Пасхи они приносили в святилище первый сноп, празднуя начало жатвы, и именно с этого дня начинали есть новый хлеб - свежие зерна, а в день Пятидесятницы евреи отмечали еще и завершение жатвы, принося уже два печеных хлеба. Празднование Пятидесятницы встречалось с особой радостью, и многие евреи, рассеянные по разным концам великой Римской империи, стремились к этому празднику прибыть в Иерусалим.

...на праздник Суккот, который устраивался в память 40-летнего перехода народа Божьего из Египта к земле Обетованной, евреи на семь дней выходили из своих домов и жили под открытым небом в первозданных условиях

А вот на праздник Суккот, который устраивался в память 40-летнего перехода народа Божьего из Египта к земле Обетованной, евреи на семь дней выходили из своих домов и жили под открытым небом в первозданных условиях. На украинский этот праздник переводится "праздник кустов". Однако не подумайте, что евреи всю неделю сидели в кустах, пусть и пышных и цветущих: "палатка", которую украшала и в которой жила семья, переводится словом "куща". А что в нашем понимании это слово "куст" - непосредственно ассоциируется с буйной зеленью и первозданной природой, традиция украшать свои дома закрепилась и у нас, в Украине-Руси, во время празднования Пресвятой Троицы, когда вся природа цветет и изобилует благоуханием и красотой.

Поскольку празднование было введено у Синая и эта часть пустыни не была лишена цветущих оазисов, осознание полной свободы с того времени для евреев начало ассоциироваться с буйной растительностью. Весь Иерусалим за день перед праздником Суккот расцветал зеленью, хотя к концу лета ее приходилось уже выискивать; мужчины возводили палатки, дети помогали им, женщины срывали цветы и плоды и украшали стены.

Древняя традиция украшать и Храм, и жилища животворными побегами и цветущими ветвями не забыта - тысячи храмов и домов цветут на Троицу свежим зельем, напоминая каждому из нас о бесконечных райских блаженствах, об освобождении из плена, о свободе и союзе человека с Богом, Который всегда был и будет оставаться загадкой для богословов, философов и мыслителей.

В IV веке блаженный Августин служил епископом в африканском городе Ипон, где писал книгу "О Святой Троице". Однажды, утомленный трудом и размышлениями, Августин вышел на морской берег, чтобы насладиться вечерней прохладой. Вдруг он заметил странного парня, который небольшой ложкой черпал воду из моря и выливал в углубление, сделанное в песке.
- Что ты делаешь? - спросил его Августин.

- Хочу исчерпать море и уместить его в ямку.

- Но это невозможно! - возразил блаженный.

- Понятно, что невозможно, но скорее я исчерпаю ложкой море и перелью его в ямку, чем ты своим умом проникнешь в неизвестную тайну Святой Троицы и поместишь ее в свою книгу.

И в самом деле, Как Бог может быть Единым и Троицей одновременно? К Богу невозможно применять привычную для нас категорию числа, ведь можно считать только предметы, разделенные пространством, временем и силами. А между Лицами Святой Троицы - Отцом, Сыном и Святым Духом - нет ни одного промежутка, ни одного пересечения или распределения. Божественная Троица является абсолютным Единством, а каждая Личность Святой Троицы обладает Божественной полнотой. В каждой Божественной Личности, в каждом Лике Святой Троицы целиком и в абсолютной полноте представлена ​​вся Божественная природа. Бог имеет единую природу и каждое из Лиц Святой Троицы обладает полнотой этой природы. Поэтому мы и говорим о Едином Боге, Который свободно и полноценно являет Свою природу в Трех Лицах.

Эта объёмная духовная истина никогда не может быть до конца воспринята с пониманием людьми, нам остается только использовать аналогии, чтобы приблизиться к пониманию тайны Божественной жизни. Что же способно сохранить особенность индивидуумов, каждого из образов Божьих, сближая их, таких иногда разных и противоположных?

Только сила любви, я думаю, каждый из нас может это засвидетельствовать из своей значительной или небольшой еще житейской практики. Настоящая любовь объединяет две личности настолько органично и неотъемлемо, что они становятся единым целым, поскольку только в гармоничной любви заложено стремление к полному единению.

Можно ли узнать тайну Святой Троицы без любви? Очевидно, что нет. Человеческая любовь имеет предел, она определяется несовершенной природой человека. Ведь даже очень любящие люди не могут соединиться полностью и во всем, это противоречило бы законам природы. Но еще есть любовь Божественная, самоотверженная, когда один отдает жизнь за другого по слову святого евангелиста Иоанна: "Нет больше той любви, как кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15. 13).

...если мы не в силах полностью постичь тайну Триипостасного Божества, давайте попробуем хотя бы не осудить того, кто несет на себе светлую и животворную печать Его любви - нашего ближнего. А со временем, может, и полюбим его

Если бы не любил нас Христос, то не взошел бы на Крест ради нашего спасения. И если мы не в силах полностью постичь тайну Триипостасного Божества, давайте попробуем хотя бы не осудить того, кто несет на себе светлую и животворную печать Его любви - нашего ближнего. А со временем, может быть, и полюбим его.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі