Санкции против России не сработали. Очередь за оружием

Время экономических санкций истекло - они не работают, или работают значительно медленнее, чем нужно. Что их заменит?

Проблема санкций и их эффективности остается максимально сложной как для Украины, так и ее западных партнеров. Долгое время их считали едва ли не основным инструментом сдерживания агрессии в современном мире, а также средством урегулирования конфликтов и избегания военной эскалации.

Логика здесь проста и понятна. Все со всеми экономически связаны. Торговать выгоднее, чем враждовать. Угроза остановки экономических связей (или их серьезного ограничения) с ведущими экономиками современного мира (ЕС, США, G7) должна выглядеть настолько невыгодной, что именно ее провозглашение должно выступать сдерживающим фактором для агрессора.

Ну, по крайней мере, именно так на это долгое время смотрели на Западе. Там считали, что если они смогли "экономически задушить" СССР, что обусловило его распад, то гораздо более интегрированная в мировую экономика Россия тем более должна опасаться санкций. Сейчас это выглядит смешно, но перед 24 февраля 2022 США обещали российской стороне "адские санкции", и, видимо, верили, что так они действительно реализуют "сдерживание". Но как средство сдерживания санкции себя не проявили и никого ни от чего не сдержали. Почему? На это повлиял ряд обстоятельств.

Во-первых, россияне прекрасно знали западных партнеров. Насколько они смелы, насколько неповоротлива их бюрократия. Скорее всего, кремлевские стратеги вообще не планировали какую-либо более-менее долгую войну. Они планировали поставить Запад перед фактом, чтобы потом последний был вынужден реагировать на то, что вполне можно было бы назвать новыми обстоятельствами или новыми реалиями. Соответственно, тогда санкции, скорее всего, были бы достаточно условными, потому что "уже поздно". По аналогии с условными "Крымскими санкциями".

...россияне прекрасно знали, что у Запада нет единства. Он политически расколот, насыщен русскими агентами влияния, нестабильный. Любые санкции не будут там приниматься быстро и легко, они будут предусматривать массу исключений и двойных стандартов, которые впоследствии сделают обход подобных санкций довольно легким делом

Во-вторых, россияне прекрасно знали, что у Запада нет единства. Он политически расколот, насыщен русскими агентами влияния, нестабильный. Любые санкции не будут приниматься там быстро и легко, они всегда будут предусматривать кучу исключений и двойных стандартов, которые впоследствии сделают обход подобных санкций достаточно легким делом. Запад легко обещает санкции, но очень тяжело их внедряет. Потому что думает и о том, как реализовать угрозы - и о том, как сохранить ситуацию максимально комфортной для себя. Но собственный комфорт от санкций - это и комфорт от санкций для российского агрессора.

В-третьих, мир уже далеко не только Запад, и российские власти это прекрасно знали. Китай и ряд других режимов и даже общепризнанных правительств радостно их поддержали. Конечно, за деньги. Но какая разница россиянам, покупают ли они лояльность за деньги или нет? Главное, что они могут торговать энергоресурсами, могут покупать оружие в Иране за золото, получать все, что им нужно, через подставные фирмы и третьи руки.

...нынешние, выращенные в тепличных условиях западные политики не готовы к подобному давлению, а потому скорее пойдут на уступки, ограничения, рисования для самих себя "красных линий", чем решительно будут реализовывать свою начальную политику

В-четвертых, у российских властей есть собственные инструменты давления на других. В частности, речь идет о ядерном шантаже, который сейчас регулярно применяется ими по отношению к Западу. И нынешние, выращенные в тепличных условиях западные политики, не готовы к подобному давлению, а потому скорее пойдут на уступки, ограничения, рисования для самих себя "красных линий", чем решительно будут реализовывать свою начальную политику. Поэтому санкции задерживаются, рисуются исключения и т.д.

Ключевая проблема - администрирование санкций. Мало это все принять, нужно проверять, чтобы оно выполнялось. А здесь большие проблемы, потому что все эти запреты на страхование танкеров решаются из-за создания альтернативного танкерного флота, ценовые потолки – из-за махинации с принадлежностью нефти и т.д. Санкции очень сложно реализовывать, потому что эта реализация требует серьезных усилий и ресурсов.

У Украины с санкциями есть собственные проблемы. Отсутствие нормативной базы, непрозрачность внедрения, отсутствие механизма обжалования сделали свое дело: санкции превратились в инструмент торга и конкурентной борьбы, шантажа и запугивания, а затем дискредитировали себя и потеряли доверие внутри страны и на Западе. Это имеет ряд последствий, которые мы наблюдаем прямо сейчас.

В конце марта стало известно, что Кабинет министров закрывает перечень Международных спонсоров войны на вебсайте Нацагентства по предотвращению коррупции (НАПК). По официальной информации, "чиновники заслушали информацию от МИД об обращении представителей дипломатического корпуса стран-партнеров по поводу отсутствия нормативной базы для существования списка Международных спонсоров войны, а также негативного влияния этого списка на принятие важных решений для противодействия российской агрессии". Следовательно, направление, которое еще недавно казалось важным, теперь закрывается. И, видимо, для этого есть очевидные основания. Просто "моральное давление" уже не очень действует на производителей и владельцев бизнеса в РФ, особенно на фоне "нарастающей на общей усталости" войны на Западе.

В то же время, сами представители бизнеса добиваются от собственных правительств давления на Украину, которая вынуждена на такое давление реагировать. При том, что, очевидно, Украина должна демонстрировать Западу образец того, как следует внедрять и обеспечивать реализацию санкций. Нормативная база до сих пор недоработана, критерии не всегда четко прописаны, как следствие - многочисленные иски по отмене санкций. Следовательно, Украина будет вынуждена реализовывать собственную реформу санкционной политики, делая ее более последовательной, неотвратимой и системной. Иначе чего мы будем требовать от Запада.

Лучшая санкция сейчас - противодействие любой агрессии с максимальными потерями для агрессора. В этом контексте старые-добрые диверсии могут быть эффективнее санкций

Хотя, в конце-концов, мы все понимаем, что главные санкции в новом мире будут носить военный характер. Лучшая санкция сейчас - противодействие любой агрессии с максимальными потерями для агрессора. В этом контексте старые-добрые диверсии могут быть эффективнее санкций. Как и ракеты, ударные дроны и все, что позволит максимально эффективно уничтожать силы и ресурсы оппонента. Санкции как средство сдерживания - теряют значение. Они уже никого не удержат. Разве что будут дополнением как средство экономического давления. Весь мир будет вооружаться, копить средства поражения противника, развивать собственные системы уничтожения врага. Это та реальность "дивного нового мира", в который мы сейчас входим. И от этого всем уже никуда не деться.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі