Татьяна Волочай
Директор благотворительного фонда "МХП – Громаді"
28.11.2022

Тем, кто хочет помогать: советы, как получить международную помощь

Делюсь собственным опытом создания успешного благотворительного фонда

Война изменила понятие "благотворительность" и придала ему более масштабное значение. Работа волонтеров стала неоценимой, что уж говорить о готовности международных доноров прийти на помощь. В этом материале я поделюсь своим опытом создания успешного благотворительного фонда, который в этом году стал лучшим в Украине по результатам престижного национального рейтинга.

Благотворительность в Украине – история в 30 лет. Культура благотворительности в Украине формируется со времен обретения нами независимости. На Западе эта история началась еще 150 лет назад. Так, уже в середине XIX века в Европе начала формироваться модель благотворительности, которую мы знаем сейчас: появлялись первые фонды и организации, действовавшие независимо от церквей. Их работа была системной, прозрачной и обязательно подотчетной. Эти три кита должны создавать фундамент для любой современной благотворительной организации.

Ни один благотворительный фонд не может помочь абсолютно всем, и это нормально

Основное направление деятельности. Ни один благотворительный фонд не может помочь абсолютно всем, и это нормально. Поэтому на первом этапе следует определиться с конкретным направлением деятельности и стать в нем экспертом.

В 2015 году, когда наш фонд начал свою работу, мы принялись помогать с проектами развития сел, в частности посредством партнерства местных властей, общества и бизнеса. Уже в 2016-м фонд получил первый опыт сотрудничества с международным донором и реализовал проект, где был создан Центр активного долголетия для пожилых людей.

Определившись с направлением деятельности, следующий шаг следует делать по изучению целевой аудитории и особенностям работы с ней. Это не делается быстро. Мы, например, лично общались с нашими подопечными, занимались анкетированием и собирали соответствующие фокус-группы.

Сейчас основная проблема украинцев – безопасность. Особенно наших детей. Поэтому наш фонд помог обустроить 75 укрытий в 8 населенных пунктах Украины. Речь шла о разной помощи: от ремонта помещений и закупки мебели до создания безопасного укрытия с нуля. Общая стоимость этого проекта составляла 6,6 млн. грн. Таким образом, 13 тыс. детей смогли начать обучение. Есть конкретная проблема – есть эффективное решение.

Именно эффективность – первый пункт, которым интересуются международные доноры. Смогла ли организация решить задачу, на которую получила деньги?

Именно эффективность – первый пункт, которым интересуются международные доноры. Смогла ли организация решить задачу, на которую получила деньги? Мы стараемся не просто вкладывать средства в решение проблем локальных общин, но и научить, как ими управлять.

Прозрачность работы. Об этом "ките" я уже упоминала. Здесь речь идет о финансовой отчетности, наличии сайта с информацией о деятельности и правлении фонда, членах наблюдательного совета, расходах, доступе к аудиторским отчетам.

Не стесняйтесь обращаться за помощью к общественным структурам, которые уже являются экспертами в вашей сфере. Мы одно время общались с ИСАР Единение, которые нам провели полный аудит и указали на слабые места и зоны роста.

Для международных доноров важным показателем прозрачной деятельности является сумма административных расходов в соотношении с суммой грантовых денег. Если она растет, то менеджмент вашей организации не будет считаться эффективным. На этот аспект тоже следует обращать внимание.

Партнерство. Один в поле – не всегда воин. Иногда следует привлечься поддержкой профильных партнеров в достижении определенной цели. К примеру, есть проект восстановления школы стоимостью в миллион. Но у фонда есть только половина необходимых средств. Здесь следует найти единомышленников, которые присоединятся к реализации. Размер вложений не изменился, но эффект от реализованного проекта очевиден — такова магия сообщества.

Также партнерство стимулирует компанию привести в порядок внутренние процессы. Ибо степень ответственности перед партнерами становится выше. Потенциальные грантодатели всегда обращают внимание на количество реализуемых проектов в партнерстве, и это затем играет в пользу любой благотворительной организации.

Партнерство позволяет аккумулировать бюджеты, обмениваться опытом и улучшать собственный менеджмент

Поэтому резюмируем преимущества: партнерство позволяет аккумулировать бюджеты, обмениваться опытом и улучшать собственный менеджмент. Последний аспект я бы выделила отдельно в рамках усовершенствования.

Совершенствование. Благотворительный фонд не является коммерческой организацией. Но и здесь не стоит забывать об эффективном менеджменте. Конечно, он отличается от бизнеса и намного сложнее. Руководителя прибыльной организации оценивают на основе прибыли от инвестиций и корпоративного роста. В то же время успех неприбыльной компании равнозначно базируется на успехе достижения миссии организации. Оценить это гораздо сложнее, чем изучить сводный баланс.

По сути, лидерство здесь имеет решающее значение. Эффективный менеджмент невозможен без усовершенствования. Когда я только начинала работать в направлении благотворительности, то искала такого лидера, у которого можно было поучиться. Так познакомилась с главой Фонда укрепления общин в Хмельницкой области Татьяной Василик. От нее узнала, как от начала и до конца организовать эффективный проект, сделать его еще лучше, и была поражена ее опытом привлечения средств грантодателей.

Первый наш грантовый проект был невелик. Я советую не хвататься сразу за миллионные проекты. Делайте все постепенно, чтобы впоследствии похвастаться 900 реализованными проектами на сумму более 100 млн грн за один год – об этом дальше.

Рейтинги и конкурсы. Кроме детально заполненного сайта, об успешности организации также расскажут рейтинги. В этом году Ассоциация благотворителей Украины реализовала проект "Национальный рейтинг "Компас благотворительности Украины"". Его важность состоит в том, что сейчас многие волонтеры начали искать средства в поддержку Украины за рубежом. А это новая территория и новые правила игры, которые нужно освоить за короткое время. А рейтинг позволил громко заявить о лидерах благотворительности в Украине и рассказать потенциальным донорам об их надежности, ответственности и работоспособности.

Рейтинги и любая другая оценка – классная проверка команды на эффективный менеджмент

Участие в подобных рейтингах – не просто заполнение заявки и ожидание результатов. Это еще и "подтягивание хвостов", на которые раньше не хватало времени. Например, дозаполнить сайт, опубликовать последние отчеты и так далее. Кроме того, рейтинги и любая другая оценка – классная проверка команды на эффективный менеджмент и стимул к совершенствованию внутренних процессов. Следует не бояться участвовать, даже если тот или иной рейтинг совсем молод. Это хороший фундамент в формировании репутации и повышении степени доверия международных доноров.

Поэтому успех любой благотворительной организации или фонда должен основываться на правильном векторе работы, прозрачности, партнерстве и совершенствовании. И подкрепляться рейтингами и профессиональными оценками. Сейчас к Украине приковано значительное внимание международных благотворителей, готовых помочь в решении неотложных проблем. Но для них важно видеть результат, эффективность вложенных средств и надежность партнеров. Даже в условиях войны благотворительные компании должны заботиться о своей репутации, развиваться и работать в соответствии со своими миссиями.

Стать лучше и развиваться — вопрос всего-навсего желания в любой сфере. Действуйте, и тогда даже препятствия станут не вопреки, а благодаря.

Специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі