Почти не покупаю одежду. Не хочу участвовать в безумии

"Быстрая мода" разрушает окружающую среду

Когда я росла в Советском Союзе, новое платье или свитер у меня появлялись раз в год. По большей части мой гардероб был таким же, как и у остальных детей — советская текстильная промышленность разнообразием не славилась. В 1990-х годах, с появлением челночной торговли, выбор стал шире, но даже за дешевые турецкие или китайские вещи приходилось отдавать значительную часть зарплаты.

В США мне трудно объяснить, что в середине 1990-х и начале 2000-х, несмотря на то, что я работала сначала репортером крупнейшей газеты, а затем — журналисткой и сценаристкой популярного телевизионного шоу, покупка нового пальто или обуви была для меня большим событием, позволить которое себе я могла не часто. Да и делать это приходилось, как правило, на открытых рынках, примерять, стоя на картонке, и принимать решение о покупке под сильным психологическим давлением продавцов. О возврате не могло быть и речи — как минимум для меня.

Приобретаю не больше полудюжины новых вещей в год, только то, что мне нужно, и в магазинах

Поэтому, когда моя покупательная способность выросла и появилось больше возможностей, особенно после переезда в США в 2007 году, я пережила период стремительного пополнения гардероба. Покупала как в торговых центрах, возвращаясь с тремя-пятью вещами за раз, так и в Интернете, заказывая из таких далеких краев, как Малайзия, Китай и Израиль. Однако вот уже несколько лет, как я вернулась к тому же стилю покупок, что был у моих родителей, когда я росла: приобретаю не больше полудюжины новых вещей в год, только то, что мне нужно, и в магазинах. При этом больше не покупаю дешевую одежду брендов, специализирующихся на так называемой "быстрой моде".

В этом я значительно отличаюсь от среднестатистического американца, который покупает 68 предметов гардероба в год — примерно в пять раз больше, чем в 1980 году. Большинство из них почти не носится: американцы, участвовавшие в одном исследовании, обнаружили, что 82% своих вещей они ни разу за год не надели. По другим оценкам, до 20% одежды вообще никогда не используется. И, по некоторым подсчетам, на одного жителя США приходится 37 кг текстильных отходов в год.

На одного жителя США приходится 37 кг текстильных отходов в год

Вот причины, почему я не хочу участвовать в этом безумии и вернулась к модели шопинга ХХ века.

А вы видите эту моду?

Большой модницей я никогда не была. Однако в те далекие времена, когда мода менялась раз в сезон, я в определенный момент начинала видеть тренды и покупала что-то актуальное. Теперь, когда производители одежды выпускают новые коллекции чуть ли не еженедельно, для меня все это превратилось в шум. Возможно, я просто старею. Но подумайте: даже если вы тратите время и деньги, чтобы оставаться в тренде, кто вообще будет знать, что этот смешной жилет — писк моды середины декабря? Похоже, что мода, которая прежде диктовала людям разного возраста, что носить, превратилась в увлечение подростков, влияющих друг на друга в соцсетях. Я не вижу смены модных тенденций на улицах. Люди носят то, что носят. Я сомневаюсь, что многие в принципе стремятся оставаться модными, покупая очередную футболку в Интернете. Я не слежу за инфлюэнсерами в Instagram и выключаю рекламу продуктов в своей ленте Facebook — у меня достаточно проблем с контролем своей тяги к сахару.

"Быстрая мода" разрушает окружающую среду

Постоянное приобретение и выбрасывание вещей создает огромное давление на окружающую среду. О вкладе быстрой моды в деградацию экологии в последнее время стали говорить многие. Вот несколько фактов из исследования Программы ООН по окружающей среде и Фонда Эллен МакАртур, опубликованных Всемирным банком:

• Ежегодно индустрия моды использует 93 миллиарда кубометров воды — достаточно, чтобы удовлетворить потребности пяти миллионов человек.

• Около 20% сточных вод по всему миру поступает от окрашивания и обработки тканей.

• Из общего объема волокна, используемого для изготовления одежды, 87% сжигается или утилизируется на свалке.

Индустрия моды является источником 10% ежегодных глобальных выбросов углерода, — это больше, чем все международные рейсы и морские перевозки вместе взятые

• Индустрия моды является источником 10% ежегодных глобальных выбросов углерода, — это больше, чем все международные рейсы и морские перевозки вместе взятые.

• Ежегодно в океан сбрасывается полмиллиона тонн пластикового микроволокна, что эквивалентно 50 миллиардам пластиковых бутылок.

Кстати, пожертвование благотворительным организациям не особо помогает. Лишь небольшая доля старых свитеров или обуви находит нового владельца, пишет издание Treehugger, специализирующееся на экологических темах. Дело в том, что предложение значительно превышает спрос: 28% американцев когда-либо жертвовали одежду и только 7% жителей страны ее у них покупали (по данным за 2018 год).

Неудивительно — на 7,7 миллиарда человек на Земле ежегодно производится более 100 предметов одежды. Африканские страны просят Запад больше не присылать им свои старые вещи — они хотят развивать собственную текстильную промышленность и не заниматься чужими отходами, разрушающими их окружающую среду. Переработка одежды тоже не выход — в США в 2018 году было переработано только 14,7% использованного текстиля.

Думаю, что даже если мировая индустрия моды возьмет паузу на 10 лет, человечеству все равно будет что носить. Это даст время на то, чтобы рассортировать уже произведенные вещи и хотя бы часть из них сносить.

Рабский и детский труд

Начиная с 1980-х годов, большая часть текстильного производства переместилась в страны с низкой стоимостью рабочей силы — Индию, Китай, Бангладеш, Камбоджу и Вьетнам. Сегодня только 2% одежды производится в Штатах по сравнению с 95% в 1960 году.

Около 42% всех работников мировой текстильной промышленности почти или вообще не имеют социальной защиты, а 29% живут в бедности

В США и других промышленно развитых государствах почти исчезли рабочие места в этой отрасли, но, похоже, что людям, получившим их в бедных странах, счастья это не принесло. Согласно отчету Международной организации труда, около 42% всех работников мировой текстильной промышленности почти или вообще не имеют социальной защиты, а 29% живут в бедности. Многие из тех 24,9 миллиона человек, которые в разных частях мира занимаются принудительным трудом, делают это в текстильной промышленности. Организация Fashion Law, специализирующаяся на отраслевых исследованиях, подсчитала, что увеличение заработной платы индийских рабочих в два раза позволит им выйти из бедности и при этом прибавит всего 20 центов к цене футболки. Существуют также детский труд и опасные условия труда. В 2013 году в Дахе, Бангладеш, под завалами завода погибли 1138 работников. Когда текстильщики протестовали с требованием повышения зарплаты в Камбодже, трое из них были застрелены полицией.

"Да хоть доллар", — сказала бы я, если бы компания спросила меня, могу ли я заплатить на 20 центов больше за футболку, чтобы работники выбрались из нищеты. Однако меня не спрашивали, а сделали как потребителя соучастницей всей этой трагедии.

С покупкой одежды в Интернете тоже покончено

У меня был относительно успешный опыт покупки платьев для телевизионных эфиров в одном британском магазине. Однако почти каждый раз, когда я заказывала что-то в другом месте, это приходилось возвращать — не подходил размер, цвет был совсем не таким, как на фото, или качество оставляло желать лучшего. Как показало расследование, проведенное журналом "Атлантик", в США многое из того, что мы возвращаем по почте, отправляется прямиком на мусоросжигательный завод, свалку или утилизируется каким-либо другим способом — компаниям просто не выгодно оформлять возврат и снова выставлять вещь на продажу. Когда мы покупаем три пары штанов, намереваясь две из них отправить назад, мы, по сути, две новые вещи выбрасываем.

Когда мы покупаем три пары штанов, намереваясь две из них отправить назад, мы, по сути, две новые вещи выбрасываем

Если задуматься, то магазины — идеальное место для покупки одежды. Вы можете потрогать ткань, увидеть ее настоящий цвет, посмотреть, как вы в этой одежде выглядите, а если вещь вам не понравилась, не нужно ехать на почту. Я не знаю, как американцы, считавшие шопинг отдыхом, дошли до того, что стали предпочитать поездку на почту походу в магазин.

Есть еще два менее известных преимущества шопинга в магазинах. Во-первых, вы можете быть уверены, что заплатите такую же цену и увидите те же предметы, что и все остальные. Во-вторых, скорее всего, вещи, которые вы только что сдали назад, вернутся на вешалки, а не отправятся на мусоросжигательный завод.

Но ведь хочется новенького

У меня есть несколько способов обновить свой гардероб. Один из них — положить в коробку вещи, которые "не вызывают радости", как говорит Мари Кондо, а затем вернуться к ним через пару лет. Другой — обмениваться вещами, что мы делаем в женском кругу нашей семьи. Меня также вполне устраивает, когда мне отдают вещи, которые прежним владелицам больше не подходят, — так у меня появилось несколько любимых платьев. Я тоже отдаю некоторые предметы гардероба знакомым и незнакомым людям — например, в группе Ничего не покупай в Фейсбуке. Эти группы организовываются в США по месту проживания и позволяют людям передавать вещи, которые им не нужны, своим соседям.

В нашей группе также есть странствующая модная коробка: каждая женщина, когда к ней переходит эта коробка, может взять одну понравившуюся вещь, а вместо этого положить что-то от себя, хорошего качества. Что касается вещей моего сына, который растет, как бамбук, и ничего сносить не успевает, то у меня разработана целая система, включающая и продажу, и пожертвование конкретным людям.

И хотя мое отношение отличается от распространенного в США, оно не уникально. Как демонстрирует недавнее исследование, с каждым годом все больше американцев, особенно молодежь и матери детей до 16 лет, пересматривают свои привычки, предпочитая покупку качественных вещей, которые будут служить долго, а также покупку и продажу одежды секонд-хенд.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі