Украину нужно защищать, а не мечтать. Шестидесятники не вписываются в настоящее

Трудно представить, какой бы была страна без Драча, Черновола, Лукьяненко

Шестидесятников остается все меньше. После смерти Ивана Драча и Левка Лукьяненко вспоминаешь об этом невольно. Вспоминаешь и печалишься. Вроде все понятно - поколения должны отходить, так должно быть, но все равно грустно. Возможно потому, что с ними у нас у всех много чего связано. Мы же все вырастали в их присутствии, на их книгах, на их политических программах, на опыте их борьбы, их иллюзий, их компромиссов и разочарований. Во многом, это были и наши иллюзии и разочарования. Что уж теперь делить.

Мы же так или иначе носим при себе, как часть собственного опыта и собственных убеждений, ту систему ценностей, которую они сформулировали еще в прошлом тысячелетии, и которая сегодня, честно говоря, не всегда представляется актуальной. По той простой причине, что реальность изменилась, изменилась коренным образом, и требует она, соответственно, других слов для своего проговаривания, а главное - других идей и механизмов своей реализации. Хотя, казалось бы, ценностей это и не должно касаться, - пишет Сергей Жадан для "Крым.Реалии".

Сегодня об Украине не надо мечтать. Ее нужно защищать

Действительно, базовая потребность украинской отдельности, независимости - она же остается актуальной до сих пор, и, можно предположить, будет оставаться такой в дальнейшем. Просто в случае с идейным наследием шестидесятников произошло одно важное изменение: сегодня о независимости не надо мечтать. И об Украине не надо мечтать. Ее нужно защищать. Она является частью той же таки реальности, что изменилась. Реальности не всегда симпатичной. Реальности, которая вызывает много вопросов, нареканий и замечаний, но которая, вместе с тем, поддается изменениям и сдвигам. Реальности, сложившейся, если уж говорить откровенно, во многом и самими шестидесятниками - их заявлениям, их настойчивостью, их, возможно, недальновидностью. Трудно представить, какой бы сегодня была страна без них - без Драча, Черновола, Лукьяненко.

Но вот представить их в сегодняшней политической ситуации как-то и не получается. Не вписываются они в сегодняшнюю Украину, где все меньше остается места для политического идеализма и более жестким и кровавым становится популизм и заточенность на временный успех, на быстрый результат.

Шестидесятники не вписываются в сегодняшнюю Украину

Шестидесятники, с их уэнеривско-филологическими установками на воображаемое идеальное украинство имеют на фоне этих декораций вид не всегда уместный и убедительный. Как неубедительно выглядел Иван Федорович с его попытками понять музыкальные вкусы президента Януковича. В конце концов, именно они, шестидесятники, с их разорванностью и парадоксальностью, с их подвижничеством, но так же и с их постоянно присутствующим конформизмом, были лучшими мишенями для скепсиса и иронии молодых, для постоянных упреков и бунта против них. Очевидно, так тоже должно быть - слишком уж они колоритные, чтобы не пытаться вступать с ними в постоянный диалог. Тем более, если они на эти упреки реагируют если не обидами, то полным непониманием.

В этом случае позиция Лины Костенко ("Прости мені, мій змучений народе, що я мовчу. Дозволь мені мовчать!") требует как минимум уважения. За право на молчание очевидно так же нужно бороться. Особенно в обществе, которое болеет недостаток моральных авторитетов, и где институт моральных авторитетов (если уж говорить о таком институт) часто лишает этих самых авторитетов любой самостоятельности, заставляя их двигаться по течению, не так ставя острые вопросы, как давая удобные ответы.

В обществе, которое болеет на недостаток моральных авторитетов, за право на молчание нужно бороться

С другой стороны, понятен этот запрос на сторонних арбитров, тех, кому можно делегировать свои сомнения и неврозы, на кого можно в случае чего, по старой привычке переложить ответственность на кого можно в случае чего безапелляционно сослаться. Возраст и опыт так или иначе важные аргументами для доверия и уважения, особенно если это уважение ни к чему тебя не обязывает.

Шестидесятников до бесконечности можно обвинять во всех бедах и проблемах новой Украины, однако на них так или иначе оглядываются, их так или иначе используют как флаги в этой затяжной и не всегда понятной борьбе украинцев за собственное украинство.

Шестидесятники – поколение щедрое. Они много по себе оставляют. Было бы желание учиться

Помимо того шестидесятники отходят, и хорошо бы, чтобы этот уход мощной генерации вызывал не так желание поскорее забывать, а потребность тщательно учиться. На ошибках. На достижениях. На парадоксах. На непоследовательности. Шестидесятники - поколение щедрое. Они много по себе оставляют. Было бы желание учиться.

Copyright © 2017 RFE/ RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/ Радио Свобода

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі