четверг, 26 октября 2023 20:00

Спецтема: Война России против Украины

"Можем получить "черную дыру" на Ближнем Востоке" – Сергей Данилов

Израиль оттягивает наземную операцию против ХАМАСа в Секторе Газа, потому что она требует сложной подготовки, должен считаться с мирным населением, и из-за оговорок главного союзника – США. Террористы атаковали 7 октября, потому что, в частности, хотели сорвать мирное соглашение между израильтянами и саудитами, которое могло бы привести к миру в регионе, и потери власти для ХАМАСа над Газой. Также премьер-министр Израиля виновен в израильской трагедии. Руководство Израиля и Украины допустило подобные ошибки, пренебрегая рисками безопасности, в борьбе за власть. Об этом Gazeta.ua рассказал заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов.

Нападение ХАМАС произошло 7 октября. Почему Израиль до сих пор атакует только с воздуха цели в секторе Газа и не начинает наземной операции?

Во-первых, сектор Газа – очень сложный в военном смысле укрепленный район. Так называемое "метро Газы" – система подземных ходов и тоннелей, по некоторым сведениям, может быть длиной до 500 км, в три-четыре этажа под землей.

ХАМАС хорошо подготовился, имеет укрепленные районы в плотной застройке, запасы взрывчатки, бойцов, обученных работать с разным оружием. Также там много гражданского населения.

Во-вторых, развертывание 300 тыс. израильских резервистов – непростая задача. Эти люди пришли, но их нужно свести в подразделения, подготовить оружие и амуницию, и чтобы прошли минимальное боевое согласие.

США очень рекомендуют Израилю проводить операцию в Газе с учетом, что там много мирных жителей.

В-третьих, США очень рекомендуют Израилю проводить операцию в Газе с учетом того, что там много мирных жителей. Главный вызов – что делать из 2,3 млн человек, живущих на территории, площадью 40 км на 10 км, и им некуда оттуда деваться. Наземная операция приведет к еще большему количеству гражданских жертв и повлечет за собой еще большее возмущение на Ближнем Востоке.

Каково будущее этой территории? Задекларированная цель Израиля – зачистить Газу от ХАМАС. Во-первых, не известно, возможно ли это в военном плане. Во-вторых, а что дальше будет на этой территории?

Американцы ведут переговоры с соседями Израиля и партнерами на Ближнем Востоке, которые во время наземного вторжения тоже окажутся под ударом. Они учитывают перспективу возможных нескольких дополнительных фронтов боевых действий для израильтян – на севере из Ливана, с Западного берега реки Иордан или внутри Израиля.

Совокупность этого привела к тому, что наземная операция еще не началась.

Также играют роль, пожалуй, более 200 заложников, удерживаемых ХАМАСом в Газе?

Да, это тоже фактор сдерживания. Среди заложников не только граждане Израиля, но и многих стран, что дополнительно оказывает давление на израильтян.

Автор: Facebook
  Заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов говорит, что украинские и израильские политики допустили подобные ошибки, пренебрегая рисками безопасности для своих стран
Заместитель директора Центра ближневосточных исследований Сергей Данилов говорит, что украинские и израильские политики допустили подобные ошибки, пренебрегая рисками безопасности для своих стран

Израиль стремится полностью уничтожить ХАМАС. Сколько может занять наземная операция в Газе, и какие возможны последствия?

Результатом должно быть полное уничтожение террористов ХАМАС в Газе, но он не гарантирован для израильтян. Сколько может занять – никто не скажет. Может посыпаться оборона боевиков, а может и нет. Их все-таки там десятки тысяч. Плюс еще до 10 тыс. бойцов "Исламского джихада". Довольно значительная сила. Имеют укреплённые районы.

Чем дольше будет идти наземная операция ЦАХАЛ в Газе, тем будет хуже для Израиля

Следовательно, операция может занять недели или месяцы. Чем будет длиннее, тем хуже для Израиля.

О возможных последствиях сейчас активно дискутируют, потому что они не очевидны. Премьер-министр Израиля Беньямин Натаньяху хочет выселить палестинцев из Газы и Западного берега и давит на американцев с соответствующими предложениями, чтобы ему помогали убедить соседние Египет и Иорданию принять у себя этих людей (Египет соседствует с Сектором Газа, а Западный берег с населением в 3 млн человек с Иорданией – Gazeta.ua).

Принятие такого количества палестинцев может являться катастрофой для Египта и Иордании. Неизвестно, смогут ли, и как эти страны после такого наплыва существовать.

В Газе 2,3 млн человек, на Западном берегу – 3 млн. В Египте – 110 млн, в Иордании – 11,5 млн. Катастрофа из-за того, что палестинцы такие радикальные?

Так оценивают ситуацию власти Египта и Иордании. Они видят риски сильной внутренней дестабилизации в своих странах при наплыве палестинцев.

В Египте, например, если будет, то на Синайском полуострове, и тогда власти фельдмаршала Абделя Ас-Сиси, по мнению Каира, могут не удержаться. То же в Иордании с королем Абдаллой II.

Есть альтернативные идеи – вводить администрацию ООН в Газу, международную коалицию миротворцев в составе арабских стран с тем, чтобы передать потом власть Палестинской автономии, которая сейчас контролирует только Западный берег, и принадлежит партии "Фатх" и президенту автономии и лидеру партии Махмуду Аббасу.

Или "если" и "когда" военная операция завершится, то идти по пути резолюции ООН о создании государств Израиля и Палестины.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Москва несколько раз проиграла битву за Украину" - Евгений Глебовицкий

Как война в Газе влияет на внимание к нам в мире и помощь нам со стороны США?

Все внимание мира сейчас приковано к Ближнему Востоку. Видим многочисленные массовые антагонистические акции в поддержку у израильтян и палестинцев в Европе и США. Напряжение в американских университетах из-за акций в поддержку Палестины.

События в Израиле всколыхнули мир. Мы видели весной 2022 года акции солидарности с Украиной, и они не были столь большими, не затрагивали такое количество людей в разных странах, хотя были более очевидно на украинской стороне.

Администрация Байдена пытается представить Украину и Израиль как страны на одной линии фронта, нуждающиеся в помощи США

Администрация Джо Байдена пытается выйти из ситуации, представив Украину и Израиль как своих союзников, и как страны, находящиеся на одной линии фронта борьбы демократий против авторитарных и диктаторских режимов, с которыми США бок о бок. Насколько Вашингтону удастся военно-дипломатически поддерживать обоих – увидим. Будет зависеть, насколько команде Байдена удастся убедить самих американских граждан.

Глава республиканского меньшинства в Сенате США Митч Макконнелл говорит об "оси зла" – России, Иране и Китае, и поддерживает президента Байдена в желании помогать оружием одновременно Израилю и Украине. Чем на самом деле эта "ось зла", и какова в ней роль Тегерана?

Видим, по крайней мере, координация между этими странами, совместное управление ресурсами. В первую очередь, вооруженное сотрудничество, разве что за исключением Китая.

Были визиты российских чиновников в Иран и Северную Корею. Видим корейское оружие в ХАМАСа, иранское оружие у россиян. Это каркас, на котором держатся эти страны. Есть основания говорить, что на наших глазах создается такой устойчивый союз.

США отправили два авианосца – один в восточное Средиземноморье, второй – к берегам Ирана. Также подверглись обстрелу военные базы Америки в Сирии и Ираке. Может ли это вовлечь американцев в конфликт на Ближнем Востоке, и какие могут быть последствия такого шага?

Цель иранцев и их союзников на Ближнем Востоке – вытеснить военное присутствие американцев из региона. Поэтому такие приступы – ожидаемые. Об их масштабах и будущем пока рано говорить. Это будет в значительной степени зависеть от наземной военной операции и развития ситуации в Газе.

Иранцы напрямую не будут вступать в конфликт, потому что всегда существует фактор неожиданного развития событий

Разумеется, иранцы напрямую не будут вступать в конфликт, потому что всегда существует фактор неожиданного развития событий. Умные лидеры не вступают в войну, потому что она всегда очень непредсказуема. По крайней мере, без понимания, что дальше, после успешного и неуспешного завершения. Это не касается россиян, надеявшихся взять Киев за три дня.

Также в войне в Израиле – никто не знает, что с ней будет дальше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Иногда Офис президента вредит международной политике" - Владимир Огрызко

Какая может быть война и ее последствия, если в нее вмешаются ливанская террористическая организация "Хезболла", за которой стоит Тегеран, или другие иранские прокси-силы?

"Хезболла", судя по всему, пока занимается больше пиаром, чем подготовкой к войне. Вступать в войну не очень хочет.

Хочется и колется. Если Израиль завязнет в Газе, будет ослаблен, конфликт затянется, то у них появится шанс атаковать на фоне неуспешной военной операции.

Сейчас "Хезболла" пытается пройти между капельками, делая громкие заявления, угрожая Израилю нападением в случае наземной операции в Газе. Однако пока придерживается неформального правила, давно установившегося на ливано-израильской границе – вы производите один артиллерийский выстрел, мы один, вы ранили нашего бойца, мы стараемся ранить вашего, ваша ракета упала в нашем поле, наша упадет в вашем.

Какие будут последствия? Ливан перестанет существовать как государство в случае операции Израиля против "Хезболлы" в этой стране.

"Хезболла" фактически захватила Ливан как страну-банкрота с недееспособными властями. У Бейрута проблемы со всеми базовыми и элементарными услугами для населения. Если нападут на израильтян, эта страна станет еще одной "черной дырой" в регионе.

Насколько далеко атака ХАМАС и ответ на нее откинули перспективу мирного договора между Израилем и Саудовской Аравией, и что мог изменить этот мир?

Этот мир мог кардинально изменить ситуацию. Это был бы огромный успех для администрации Байдена и шанс на развитие для Ближнего Востока.

Лишь завершение войны позволит саудовскому принцу Мухаммеду ибн Салману сохранить лицо и снова заговорить о мире с израильтянами. Этот конец войны не должен выглядеть как поражение палестинцев, а как поражение ХАМАС. Салман не любит "хамасовцев" не меньше, чем израильтян. Он их ненавидит, они запрещены в Саудовской Аравии. Но не может пренебрегать настроениями в королевской семье, настроениями среди граждан королевства.

Окончание войны, которое давало бы шанс на продолжение мирных переговоров с Израилем, возможно. Может быть, через год или больше после последних боев. В случае положительного развития событий, соглашение могут со временем заключить.

Можно ли сказать, что Иран подтолкнул ХАМАС совершить это нападение, чтобы отсрочить или отменить это мирное соглашение?

Сам ХАМАС был не менее заинтересован в срыве сделки. Нетаньяху якобы в ответ на нормализацию отношений с Саудовской Аравией обещал вернуться к выполнению всех соглашений, заключенных еще в Осло (соглашения 1993-1995 годов при посредничестве Норвегии о взаимном признании Израиля и Палестины, создании органов власти и государственных институций Палестинской автономии. – Gazeta.ua). То есть фактически создать палестинское государство для нормализации отношений на Ближнем Востоке.

Если бы удалось заключить мирное соглашение между Израилем и Саудовской Аравией и создать государство Палестина, то ХАМАС терял бы смысл для существования

Если бы это удалось, то ХАМАС терял бы смысл для своего существования. Ведь их цель не создание палестинского государства в каких-то границах, а уничтожение Израиля. Если бы удалось создать государство Палестина, эти террористы стали бы не нужны. Поэтому совпадали интересы Газы и Тегерана. Когда-то получим больше информации – какими были стимулы к атаке, "почему" и "как" стала возможной трагедия 7 октября.

Сам Нетаньяху долгое время откладывал решение палестинского вопроса, чем тоже добавлял аргументы террористам.

Он не откладывал, а делал все, чтобы оно не было решено – маргинализировал умеренную палестинскую администрацию во главе с "Фатх" и Аббасом, косвенно инвестировал в ХАМАС, чтобы путем "разделяй и властвуй" ослабить палестинскую власть, считая, что это будет противодействием для создание государства Палестина. Поэтому его вина в этом огромна.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: $300 млн в день: сколько стоит война для РФ

Какие главные выводы должен был сделать для себя Израиль из атаки ХАМАС 7 октября, и чему мы можем научиться этому трагическому опыту?

Один из выводов для обоих – стратегическое планирование должно быть значительно лучше. В Иерусалиме считали, что ХАМАС не пойдет на вооруженную конфронтацию, потому что ему не выгодно. Тем более, такого масштаба. Считали, что подкупили "хамасовцев", манипулируя квотами на рабочие места палестинцев из Газы на территории Израиля, Иерусалим только что подписал большой чек для Газы на $250 млн. Поэтому израильские власти считали, что все идет хорошо.

Наши власти также накануне 24 февраля 2022 года рассказывали о "шашлыках в мае" и инспектировали, насколько удобны переходы на границе с Крымом.

Когда безопасность становится производной от политики, жди беды

Второй вывод для обоих: когда безопасность становится производной от политики, жди беды. У нас не было достаточной подготовки страны в преддверии масштабного вторжения. Помним внутриполитическую ситуацию в стране в 2018-2019 годах, когда она разделилась на два лагеря и ссорилась вместо объединиться ради общей безопасности. Были политические назначения на должности в секторе безопасности вместо профессиональных.

Так же в Израиле – Нетаньяху из-за изменений в судебной системе разогнал ситуацию в стране практически до состояния холодной войны. По политическим соображениям израильтяне передислоцировали военные бригады от границ с Газой к границам с Западным берегом реки Иордан. Считалось, что основная угроза будет оттуда от палестинцев, протестующих против израильских поселений на Западном берегу.

В этих ошибках мы стали очень близки. Они в обеих странах привели к катастрофам. За них потом граждане заплатили очень высокую цену кровью.

Как изменится сотрудничество между Киевом и Иерусалимом после операции в Газе? Возможно ли более активное взаимодействие в противодействии Тегерану, обмену разведданными, технологиями?

Все зависит от того, останется ли Нетаньяху премьер-министром. Сейчас, похоже, что нет. Не верю, что с ним во главе Израиля можно сделать наши отношения более конструктивными, несмотря на то, что произошло.

Все будет зависеть от того, кто будет в правительстве и как завершится война. Если завершится быстро и положительно для Израиля, а затем, в условиях мира, Нетаньяху заставят уйти в отставку, то с новой главой израильского правительства могут открыться другие перспективы. Эмоциональный фон уже оказывает влияние на заявления израильских политиков. Имею в виду официальную и неофициальную реакцию России (Нетаньяху имел хорошие отношения с Владимиром Путиным, а Израиль боится открыто помогать Украине из-за того, что у России есть военные силы в Сирии, и она может угрожать Израилю. – Gazeta.ua), которая хорошо считывается – волны российского антисемитизма, злорадства по поводу израильского горя. И в контрасте поддержка со стороны украинской общественности и власти.

Не знаю, будут ли существенные изменения. Возможно, что-то удастся сдвинуться с места.

Какие могут быть продолжительные последствия для Израиля, региона Ближнего Востока и шире мира от этой войны?

Все зависит от результата боевых действий. От того, кто выиграет и как. Сейчас главное – уничтожить ХАМАС и одновременно сохранить стабильность в регионе.

99% израильтян требуют быстрого наказания для ХАМАСа, полагаясь на региональные представления о силе – если не ответил, ты слаб и тебя можно бить дальше

99% израильтян требуют скорейшего наказания для ХАМАСа. В частности, полагаясь на региональные представления о силе – если не дал ответа, то ты слаб и тебя можно избивать дальше. Сигналы Ирана и его прокси-сил в течение первых двух недель после 7 октября были такими, что Израиль – слаб, и его можно продолжать атаковать. Это сильно подталкивало военное руководство израильтян к показному и сильному ответу.

Если будет отрицательный сценарий, то будем в очередной серии приближения к порогу Третьей мировой войны, нестабильность и хаос будут дальше распространяться по региону и миру. Возможно, это повлечет за собой большую милитаризацию и консолидацию Запада, а, возможно, наоборот – внутреннюю дестабилизацию на распад на отдельные блоки – европейских стран и США.

Сейчас вы читаете новость «"Можем получить "черную дыру" на Ближнем Востоке" – Сергей Данилов». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі