суббота, 29 июля 2023 20:13

Спецтема: Война России против Украины

"Как принять Украину в ЕС, и не завалить сам Евросоюз" - Муджтаба Рахман

"Как принять Украину в ЕС, и не завалить сам Евросоюз" - Муджтаба Рахман
Обозреватель Муджтаба Рахман считает, что после вступления Украины в ЕС, страны которые получали деньги с бюджета Евросоюза, должны будут давать их Украине – самой бедной, и самой аграрной стране блока / Politico

Мнения на сайте Politico главы европейского офиса Eurasia Group Муджтабы Рахмана

Еврокомиссия в прошлом месяце, наконец, представила долгожданный отчет о прогрессе Украины. Там рассматривается прогресс, достигнутый в семи реформах, которые страна должна провести, чтобы лидеры ЕС дали ей "зеленый свет" к началу переговоров о вступлении.

Что касается реформ, касающихся судебной системы, Киев получил, в целом, положительную оценку, хотя еще многое предстоит сделать. То же касается борьбы с корыстными интересами, предотвращением отмывания денег, борьбы с коррупцией, уменьшения влияния олигархов и защиты меньшинств. Украине еще много нужно сделать. Теперь ей до осени придется показать дальнейшие успехи, прежде чем европейские столицы дадут более полную письменную оценку.

Многие в Берлине, Париже и Брюсселе ожидают, что не только Украина, но и Западные Балканы, Молдова и, возможно, Грузия присоединятся к ЕС одновременно

Но в этом первоначальном анализе принципиально отсутствовала собственная готовность ЕС принять Украину через 10, 15 или 20 лет. Возможно, это более серьезное и важное соображение. Особенно с учетом, что многие в Берлине, Париже и Брюсселе ожидают, что Западные Балканы, а также Молдова и, возможно, Грузия присоединятся к ЕС одновременно. Поэтому лидеры должны быть уверены, что ЕС не рухнет под собственным весом, если хотят продвигать процесс расширения за счет Украины на своей декабрьской встрече в Брюсселе.

В начале октября лидеры ЕС проведут первоначальное обсуждение последствий для ЕС, если Украина, в итоге, присоединится. Два самых важных аспекта этих дебатов касаются управления и бюджета ЕС.

Управление касается способности ЕС функционировать. Принимать законы и решения, если количество стран подскочит с 27 до 35 или 36, учитывая, что во многих областях решения должны принимать единогласно – сложно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Запад будет усиливать нашу обороноспособность" - Владимир Горбач о саммите НАТО

Использование Венгрией права вето в ЕС, которое многие в Брюсселе рассматривают как продолжение ее внутренней и внешней политики, привлекло внимание в Евросоюзе к риску паралича, если блок не упростит процесс принятия решений.

Для некоторых предпочтительным решением проблемы является голосование квалифицированным большинством, лишающее страны права вето. Германия и Франция уже отстаивают этот шаг во внешней и налоговой политике. Однако сталкиваются с жестким противодействием Венгрии, Польши и ряда стран, которые хотят сохранить свой суверенитет, оставив условие единогласия.

Одним из возможных выходов из этого тупика может быть компромисс, предусматривающий голосование квалифицированным большинством, скажем, в международных делах. Таким образом, в Совете ЕС будет понимание, что страны-члены не будут идти против основных национальных интересов друг друга. Но у этих дебатов еще очень долгий путь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Кто возглавит следующий бунт в России?

Столь же серьезен вопрос о бюджетных средствах ЕС. Сейчас самый большой отток средств из Брюсселя в страны-члены приходится на фонды сплочения для экономической конвергенции и сельскохозяйственные субсидии в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС (CAP). Вместе они составляют две трети бюджета.

Но пока еще нет согласия по бюджетным последствиям присоединения Украины к ЕС. Высокие чиновники ФРГ, изучившие цифры, предполагают, что все страны Евросоюза, которые сейчас получают выгоду от бюджета, станут его чистыми вкладчиками. Пока что Еврокомиссия не подготовила собственный анализ по этому вопросу.

Поскольку Украина беднее и более аграрная, чем средняя страна-член ЕС, ее членство приведет к тому, что она получит больше всего средств на объединение и сельское хозяйство из Южной, Центральной и Восточной Европы

Поскольку Украина беднее и более аграрная, чем средняя страна-член ЕС, ее членство приведет к тому, что она получит больше всего средств на сплочение и сельское хозяйство из Южной, Центральной и Восточной Европы.

В связи с этим возникает вопрос, нужно ли будет увеличить бюджет ЕС. Возможно, что да, за счет дополнительных наднациональных налогов или за счет взносов стран-членов. Или полностью перестроить бюджет.

ЕС уже пытается перераспределить денежные средства в рамках существующей структуры для новых геополитических приоритетов. Это может помочь придать импульс реформам, поскольку в Брюсселе уже сложился консенсус в отношении того, что бюджет ЕС больше не соответствует целях блока.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разбитые "кадыровцы" и ужасы в СИЗО Донецка: история "азовца", который почти год был в плену

Хотя Украина вряд ли вступит в ЕС раньше, чем через 10 лет, а это может занять даже больше времени, следующий бюджет все равно должен будет предусмотреть возможное вступление страны, поскольку он будет рассчитан на 2028-2034 годы. Это означает, что лидеры уже должны заниматься этими вопросами в ближайшие несколько лет.

В том же духе, недавно предложенная от ЕС Украине кредитная линия на 50 млрд евро рассматривается многими в Брюсселе как основа того, как следующий бюджет может решить вопрос о вступлении страны. Вместо ядовитых политических дебатов о том, кто выиграет, а кто проиграет в бюджетных средствах ЕС, некоторые чиновники обдумывают создание механизма, который мог бы существовать рядом с обычным бюджетом, но отличаться от него. Другая идея в том, чтобы принять два бюджета - один для 27 членов, а другой для расширенного ЕС, которые будут активирован только в момент присоединения. Именно так было в 2000 году, до того, как в 2004 году к ЕС присоединились страны Центральной и Восточной Европы. Но опять же, ни по одному из этих вопросов не будет легко договориться.

Вопрос о том, как эти реформы будут реализованы, чтобы сделать ЕС "готовым к Украине". Он открыт для обсуждения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Когда украинские пилоты на F-16 закроют небо

Некоторые в Брюсселе придерживаются мнения, что институциональные изменения, о которых говорилось выше, можно провести в рамках параметров Лиссабонского договора. Другие говорят, что потребуется "соглашения" между всеми странами-членами и Украиной – подобно процессу, который породил Лиссабонский договор. Референдумы также могут быть необходимы в некоторых странах, таких как Франция. Хотя этого можно было бы юридически избежать, если бы обе палаты французского парламента поддержали решение о принятии Украины большинством в 3/5 голосов. С политической точки зрения, избежать референдума будет трудно.

Наконец, также вполне возможно, что весь процесс расширения может быть переосмыслен, чтобы сделать возможным членство Украины.

Вынос: Высокие чиновники ЕС говорят о модели, согласно которой Украина закрывает определенные разделы реформ, и получает право участвовать в определенных формированиях Совета ЕС - формировать, но не принимать решения в ЕС

Вместо того, чтобы Украина и страны Западных Балкан присоединились сразу через 10, 15 или 20 лет, их интеграция может происходить поэтапно. Высокие чиновники ЕС говорят о модели, согласно которой Украина закрывает определенные разделы реформ, а затем получает право участвовать в определенных формированиях Совета ЕС - формировать, но не принимать решения в ЕС. При этом пользуется определенными бюджетными инструментами и программами Евросоюза.

Это позволило бы ЕС самому проводить реформы постепенно, помогая детоксикации споров о дате окончания вступления. Но некоторые страны, такие как Германия, выступают против такого подхода, утверждая, что если страны-члены сохранят право вето, пока страны-кандидаты интегрируются в ЕС, им никогда не будет позволено полностью присоединиться. Такой подход также запрещен существующим договором.

Некоторые чиновники видят здесь роль Европейского политического сообщества - новой платформы, созданной президентом Франции Эммануэлем Макроном, чтобы позволить ЕС взаимодействовать со своими более близкими соседями.

"Украинский вопрос" будет самым большим политическим приоритетом новой Еврокомиссии, которая приступит к работе в ноябре 2024 года

Хотя вся эта работа только началась, уже сейчас ясно, что "украинский вопрос" будет самым большим политическим приоритетом новой Еврокомиссии, которая приступит к работе в ноябре 2024 года. Нет никаких сомнений, что в ближайшие годы он будет доминировать в политике Брюсселя и других столиц ЕС.

Перевод Gazeta.ua

Сейчас вы читаете новость «"Как принять Украину в ЕС, и не завалить сам Евросоюз" - Муджтаба Рахман». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі