После локализации первой волны эпидемии калифорнийского и других разновидностей гриппа Юлия Тимошенко начала подготовку сразу и к следующим вспышкам болезни, и к масштабной реформе медицинской отрасли. Премьер-министр планирует, что украинская медицина станет первой государственной сферой, в которой проведут коренные изменения уже в следующем году. Это будет ее президентским приоритетом, как только удастся выиграть выборы, навести порядок во власти, восстановить управляемость государством и, положив конец анархии и беспорядку, приступить к неотложным реформам.
Юлия Тимошенко хорошо ознакомилась с реальной ситуацией, когда во время ноябрьской эпидемии регулярно посещала отдаленные от Киева больницы, общалась с жителями провинциальных городков и сел. Эпидемия лишний раз наглядно показала глубину проблем, которые сдерживают развитие отечественной медицины, не позволяют государству эффективно заботиться о здоровье нации. Конечно, за множеством забот, которые свалились на исполнительную власть в результате разрушительного влияния на Украину мирового экономического кризиса, да еще и в условиях постоянного прессинга со стороны политических оппонентов, которые не помогают, а не скрывая мешают работать, правительству было не до обстоятельных реформ в этой отрасли. Ведь Юлия Тимошенко, как тот пожарник, пыталась гасить прежде всего там, где горит больше всего. Но уже первые проявления в стране опасного пандемичного гриппа, очевидно, заставили главу правительства глубже окунуться в проблематику сферы здравоохранения и ужаснуться наследству, оставленному предшественниками. На протяжении нескольких десятилетий отечественная медицина была брошена на произвол судьбы.
Теперь не только лечиться, а даже пройти обследование стало привилегией богатых. Бедным часто некуда обращаться, потому что в местных больницах нет даже оборудования. Поэтому рядовые украинцы в лучшем случае лечатся сами, руководствуясь рекламой, которая увеличила оборот частного аптечного бизнеса до 15–20 млрд грн в год.
Премьер созвала совет лучших специалистов в отрасли медицины, которые раньше пытались достучаться до украинских политиков и государственных деятелей, но еще никогда не были услышаны. Правительство Тимошенко рассмотрело все предложения по реформам, чтобы создать из них целостную и комплексную программу модернизации отрасли.
В избирательной программе Юлии Тимошенко сказано, что реформа гарантирует каждому человеку медицинское страхование независимо от должности или уровня дохода. Для этого будут созданы страховые фонды, которые будут наполняться всеми работодателями в виде установленного государством налога и непосредственно государством. Это позволит обеспечить страховым полисом и, соответственно, доступом к самому современному медицинскому обслуживанию каждого гражданина.
Готовы ли в самом деле политические оппоненты правительства пожертвовать жизнями десятков а то и сотен тысяч сограждан, чтобы навредить Тимошенко? Иногда так и выглядит
Специалисты отбрасывают политические обвинения о дорогой страховой медицине. Они отмечают, что теперешняя система значительно дороже для людей, потому что на 80% построена на взятках, которые не гарантируют ответственности врача. Бывший министр здравоохранения Николай Полищук объясняет, что до сих пор государство финансировало не лечение отдельного больного, а содержание койко-мест в больницах. Изменить ситуацию можно только в пределах страховой медицины, когда деньги тратятся прозрачно, а медзаведение и врач отвечают за результат лечения каждого пациента.
Юлия Тимошенко требует также изменить структуру медицинской отрасли: до сих пор до 80% государственных средств тратились на так называемое вторичное звено медицины — те же койко-места, а первичное звено — поликлиники и лаборатории, которые принимают наибольшее количество больных, получало не более 5% средств и фактически уничтожалось. Премьер предлагает усилить именно первичное звено, увеличив количество младшего медицинского персонала и внедрив институт семейного врача, альтернативы которому не существует. В таком случае участковый терапевт перестанет быть диспетчером и писарем, а превратится в первого помощника каждой семьи, которая, к тому же, сможет выбирать себе семейного врача. Конкуренция в этой сфере приведет к тому, что первичную помощь людям будут предоставлять только высококвалифицированные и профессиональные врачи.
Правительство предусмотрело создание государственной системы экстренной медицинской помощи, национальной системы медицинской информации и эпидемиологического надзора. Однако эти направления реформирования отложены на время после выборов, а сейчас Кабинет Министров и привлеченные им специалисты сосредоточились на подготовке к прогнозируемым Всемирной организацией здравоохранения второй и третьей волнам пандемического гриппа.
Партия регионов поддержала решение президента отказаться от финансирования закупки медицинского и реанимационного оборудования первой необходимости. Оппозиция также приветствует запрещение реализации решения правительства по привлечению госпредприятием "Укрмедпостач" кредита на $500 млн под госгарантии "для обеспечения лечебно-профилактических заведений медицинским и другим оборудованием, транспортными средствами, изделиями медицинского назначения и лекарственными средствами". Под вопросом разработанный правительством проект о приобретении в лизинг под 3% годовых на 20–25 лет под государственные гарантии современного медицинского оборудования. Это позволило бы быстро переоборудовать больницы и лаборатории в стране, возродить научные исследования в отрасли медицины. Правительство в проекте госбюджета на следующий год специально заложило увеличение расходов на медицинскую отрасль до 5% ВВП — на уровне развитых европейских стран, ведь речь шла о том, что 2010-й станет годом революционных перемен во всей системе здравоохранения государства. Однако все эти направления пока еще блокируются политическими конкурентами Юлии Тимошенко в борьбе за президентскую должность.
Юлия Тимошенко считает такую позицию предвыборным заговором:
— Для того, чтобы сегодня хотя бы по минимуму подготовиться к возможной волне пандемии, нужен не 1 миллиард гривен. Хочу вас разочаровать, нужны десятки миллиардов.
Премьер-министр привела прогнозы Всемирной организации здравоохранения, по которым новые удары эпидемии могут забрать жизнь от 34 тыс. до 240 тыс. украинцев.
Готовы ли на самом деле политические оппоненты правительства пожертвовать жизнями десятков а то и сотен тысяч сограждан, чтобы навредить Тимошенко? Иногда так и выглядит. Некоторые из наблюдателей предполагают, что неплохой результат правительства в борьбе с первой волной эпидемии и то, что благодаря сверхусилиям исполнительной власти и медиков удалось не допустить распространения вируса на большинство регионов страны, локализовать болезнь лишь в девяти областях, расслабило оппозицию. Когда депутаты принимали решение о выделении средств на борьбу с гриппом, они еще боялись. Не только за здоровье и жизни — свое и родных, но и ответственности за возможные последствия их действий или бездеятельности. Но когда нужно было преодолевать вето, для многих уже стало понятно, что вспышка заболевания угасает. И чувство ответственности уступило рассуждениям о политической целесообразности в пределах предвыборных гонок.
Если так будет продолжаться и в дальнейшем, страна может опять оказаться наедине с теми же граблями, на которые наступала много лет. И невзирая на призывы Тимошенко объединиться ради общей борьбы с реальной угрозой пандемии и приняться строить фундаменты обновленной по современным мировым образцам отечественной системы здравоохранения, есть опасность, что проблемы украинской медицины в который раз заболтают корыстные политические спекулянты. Аж пока опять не придет беда и не окажется, что система не способна эффективно противостоять угрозе без сверхусилий и невероятного напряжения. И пока опять не начнем терять жизни украинцев.
Проблемы системы здравоохранения не ограничиваются лишь отсталостью ее материальной базы, неразвитостью инфраструктуры, отсутствием достаточных объемов финансирования отрасли. Наибольший недостаток — отсутствие крепкой, сплоченной и последовательной в действиях вертикали власти, которая руководствовалась бы национальными интересами, а не разрывалась бы на куски шкурными интересами отдельных политических деятелей. Это мешало реформировать и поддерживать медицинскую отрасль страны в предыдущие годы и, как видим, препятствует до сих пор. Возможно, украинцам удастся уже на ближайших президентских выборах стать на путь решения этой проблемы. Все будет зависеть от выбора.
Комментарии