вторник, 26 ноября 2013 06:45

"Наивысший уровень общественного управления — это действенный общественный контроль"

 

Каждый второй украинец считает, что развитию демократии угрожает отсутствие общественного контроля над принятием политических решений. Люди оценивают эту опасность как вторую после коррупции. Сегодня существуют около 700 законов и двух тысяч правовых актов, которые должны регулировать деятельность местного самоуправления. Но в действительности не все эти нормы работают.

От того, какие шаги в местном самоуправлении делают в Киеве, во многом зависит развитие этого вопроса в регионах. Поэтому Марина Бурмака, глава Центра общественного развития "Киевская перспектива", глава Общественного совета при столичной горгосадминистрации, инициировала заседание экспертного клуба "Киевская перспектива". Ведущие политологи, политики, специалисты по вопросам местного самоуправления обсудили вопросы взаимодействия власти и общественности в городе.

Сегодня киевляне поднимают широкий круг вопросов. От улучшения качества обслуживания в общественном транспорте и контроля за уборкой в подземных переходах до ценообразования на парковках. Например, в Европе пять уровней общественного контроля. Сначала граждан информируют, потом с ними консультируются, дальше совместно решают, действуют. Последний этап — важнейший: общество контролирует принятие этих решений. В нашей стране не настроен даже первый уровень. Общественный совет при Киевгоргосадминистрации длительное время не может добиться от чиновников отчета о потраченных бюджетных средствах. Только в управление культуры обращались шесть раз. Там всегда выдумывают отговорки. Планировали даже проводить заседание на ступенях помещения КГГА, — рассказывает Марина Бурмака.

Добавляет, что на сегодня власть почти не использует механизмы предотвращения конфликтов. Предостерегает: нельзя допускать, чтобы проблемы решали путем митингов, забастовок. Уверена, трудности нужно преодолевать за столом переговоров во время диалога.

Отношение власти, когда гражданин не может получить ответ, расхолаживает. Люди сильно разочарованы. Наступит момент, когда снизу будут какие-то движения. Но мне кажется, власть довольно разумна, чтобы предсказать и направить в эффективное русло развитие Киева, — говорит Даниил Курдельчук, президент Украинской иностранной юридической коллегии.

Причина недоразумений между украинской властью и обществом — наше советское прошлое, считает политолог 39-летний Александр Палий:

Это такая специфика развития постсоветского общества. В нем люди были лишены любых связей с властью. Для того, чтобы ими могли легко управлять. В итоге мы имеем оптимизированное общество, которое ни на что не влияет. Город этот — не стены, а люди. Нам нужно поощрять жителей к активности. Это важный ресурс, который позволяет людям взаимодействовать в рамках микроколлективов, налаживать связи, расти и улучшать материальные достижения.

Политолог предлагает сократить срок пребывания при власти в органах местного самоуправления, чтобы таким способом дисциплинировать чиновников. Считает, достаточно и трех лет.

Этого вполне хватит, чтобы человек показал, что он что-то может — или не может. Но за кадровые ошибки должно отвечать и общество, — уверен Палий.

Он предлагает разделить жителей городов-миллионников на самоуправляющиеся общины:

Мудрецы говорили, что демократия возможна среди тысяч или десятков тысяч людей. Больше — это уже не демократия. Поэтому нужно делить страну на местные самоуправляющиеся общины по несколько тысяч человек. Например, вокруг школ. Чтобы вокруг этих социальных объектов была какая-то площадь, где можно было бы говорить с обществом. В таких малых обществах люди учатся местному самоуправлению. Безусловно, без экономической базы эти сообщества существовать не могут. Для этого существует налог с недвижимости: жилищной, складской, промышленной.

Мнение Александра Палия поддерживает и 55-летний Владимир Фесенко, глава правления центра прикладных политических исследований "Пента". Он убежден, сейчас нужно думать над формированием достаточно разветвленной оптимальной системы самоуправления, которая охватывала бы нижние равные самоорганизации населения и весь город.

Создание в районе и городе только государственных администраций результатов не даст. Потому что эти люди не объединены интересами. Ведь они лечатся в разных поликлиниках, их дети ходят в разные школы, — говорит Владимир Фесенко.

Эксперт отмечает, что общественное сознание и активность нужно формировать на нормативном уровне и через общественный сектор ее развивать. Без этого даже идеальная система самоуправления работать не будет. Продвигаться нужно и с правовой стороны, и с политической, и со стороны общественного сектора. Тогда будет эффект.

Политолог Константин Матвиенко, 48 лет, предлагает создать "электронную демократию" в городе. Чтобы из официального портала городской власти в режиме он-лайн можно было получить всю информацию, в частности о текущем состоянии выполнения городского бюджета. Он также предложил усилить местное самоуправление на уровне микрорайона, где граждане имеют общие интересы:

Ликвидация районных советов было вполне справедливым шагом, потому что жители районов не являются территориальной общиной и не объединены коммунальными интересами. А вот жители микрорайонов — да. Разработаны две подробных карты киевских микрорайонов, и там действительно нужно обеспечить местное самоуправление. Как? Во-первых, они имеют право претендовать на часть бюджета, во-вторых, право на согласование относительно отведения земли, размещения малых архитектурных форм. Тогда люди станут реальной властью, — отмечает.

Подытоживает заседание экспертного клуба бывший президент Украины Леонид Кравчук, 79 лет. Он отмечает, что до сих пор нет разумного взаимодействия народно-представительской и государственной власти.

Мы до сих пор не можем добиться, чтобы представитель государства был только представителем государства, а не руководителем. Нам нужно было бы такой лозунг: "Все будет в порядке, если граждане будут проявлять инициативу. А исполнительная власть будет заинтересована в этой инициативе". Мы видим, сколько людей противостоят незаконным строительствам, ломают заборы. А кто-то из инициативных людей должен это все взять под свой контроль. В Киеве есть попытки сотрудничества с обществом. Обвинения уже не работают. Нужен диалог, — говорит политик.

Леонид Кравчук отмечает, что во время разработки новой редакции Конституции Конституционная ассамблея, в которую он входит, планирует составить статью о четкой и прямой ответственности за невыполнение закона.

Это должна быть не просто норма. Вот, например, в Конституции записано, что депутат голосует лично. А если не голосует? Поэтому нужно прописать, что в случае, когда он не голосует лично, его следует отозвать с депутатской должности, — отмечает экс-президент.

Марина Бурмака замечает, что даже теперь отозвать депутата может не только местный совет, но и собрание избирателей. Предполагает: следующим шагом киевлян может стать анализ голосований депутатов Киеврады относительно незаконной раздачи земли и имущества столичного общества. Также определение лиц, которые принимают губительные для города решения.

Наивысший уровень общественного управления — это действенный общественный контроль. Поэтому дело за киевлянами, — подытоживает Марина Бурмака.

Все свои выводы и наработки эксперты круглого стола отправят на рассмотрение горгосадминистрации.

Сейчас вы читаете новость «"Наивысший уровень общественного управления — это действенный общественный контроль"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі