пятница, 22 апреля 2016 00:55

"Каждый третий раненый в Иловайске умер, не увидев врача"

— Это уникальный проект по привлечению врачей для помощи в зоне АТО. Берем на месяц свободных медиков и едем на Донетчину и Луганщину. Туда, где нужнее всего, — говорит президент Первого добровольческого мобильного госпиталя им. Пирогова 44-летний Геннадий Друзенко.

За полтора года через госпиталь прошли 165 медиков-добровольцев. 66 из них получили статус участника боевых действий. Помогли более чем пяти тысячам людей.

— Наши врачи не только эвакуируют, но и оперируют раненых. Это травматологи, терапевты, медсестры. Такого нет ни в одном волонтерском проекте на Донбассе. Работаем с декабря 2014-го на основании меморандума между МОЗ, Минобороны, Генштабом и нашим благотворительным фондом. Имеем также парамедиков и "скорые".

Перезнакомились на Майдане в 2013 году. Тогда создали первые мобильные бригады. Помогали пострадавшим в столкновениях на Банковой. В январе-феврале 2014-го создали подпольные госпитали. Весной провели обучение по тактической медицине. Добровольческий госпиталь родился как реакция на Иловайскую трагедию. По официальной статистике, каждый третий раненый там умер, так и не увидев врача. Это ужасная цифра. Превышает показатели НАТО в десять раз. Мы собрали нашу майдановскую компанию и создали госпиталь. Квалифицированная помощь нужна как можно ближе к линии фронта — в 20–30 километрах.

В Минобороны нам говорят, каких врачей недостает на Донбассе. Добровольцы заполняют заявку на сайте, и мы с ними связываемся. Здесь есть врачи из всей Украины. Переселенцы из Горловки, которые живут в Краматорске. Львовяне, одесситы, черкасчане. Оформляем им командировку на восток страны. Половина наших пациентов на Донбассе — гражданские.

Сколько медиков на ротации одновременно?

— От 20 до 30. Потребность увеличится из-за демобилизации четвертой и пятой волны. Нехватка медиков в АТО достигает 70 процентов. Это сотни вакантных мест.

Есть ли у вас полевые госпитали?

— Они там не нужны. Это же не афганская пустыня. В 20 километрах от фронта всегда будет райбольница — с кроватями, стенами, обогревом, электричеством. Мы, по мировым стандартам, не работаем в красной зоне (на передовой под обстрелами. — ГПУ). Бригады парамедиков и водителей доставляют в медзаведения раненых, которых побратимы вытянули с поля боя. Хотя вот в больнице Попасной, где тоже работаем, из окна видно передний блокпост ЛНР. В прошлом году мы были в Бахмуте и околицах. Оказывали помощь бойцам и отправляли их на Харьков.

Сколько раненых за сутки попадает к вам?

— Иногда ни одного. Во время боев за Дебальцево были сотни. Зависит от того, идут ли активные бои в нашей зоне ответственности. Если бы мы атаковали, знали бы, куда отправить больше медиков. Сейчас единицы раненых на неделю. Боевая травма — проблема не первой важности. Солдаты страдают от пневмонии, желудочных болезней, даже туберкулеза — и закрытой, и открытой формы. Недосмотрели медкомиссии в военкоматах. Есть вывихи, переломы.

В ноябре вы называли больше потерь, чем Генштаб. Там их занижают?

— У нас небольшой участок ответственности. Количество погибших я называл по данным старшего врача ротации Алексея Пухи. Мы остались каждый при своем мнении (по данным госпиталя, 7 ноября погибли 15 украинских бойцов. По официальным отчетам — ни одного. — ГПУ). Наши врачи, как правило, не фиксируют смерть, поэтому утверждать о занижении не могу. С кем воюем, так это с Министерством здравоохранения. Уже три месяца не можем отправить врачей в АТО. Имеем запрос от армии. Но МОЗ вместо основания для разрешения находит сотню для запрета. Надеюсь, следующим министром назначат генерала Вербу (руководитель военно-медицинского департамента Минобороны. — ГПУ). Давно сотрудничаем. Здоровье человека — наибольшая ценность. Вместо исходить из этого, МОЗ занимается бюрократией и избегает ответственности.

Почему гражданские медики идут в ваш госпиталь?

— Могут подписать контракт с Вооруженными силами. Но это по меньшей мере год службы. Врачу не так просто оставить на год операционную. Другое дело поехать на месяц, выполнить долг перед Родиной и вернуться. Потом можно поехать еще. Кто готов служить в армии, давно уже там. Есть у нас и такие, которые в прошлом году отработали все 12 ротаций. Во время Дебальцевских событий нужны были хирурги. В более спокойное время — семейные врачи. Если сегодня в Бахмуте нужны терапевты, обеспечим больницу ими. Если завтра в Северодонецке просят хирургов, найдем их. Такой гибкости не имеет ни одна армейская процедура. Призвать врача, оформить контракт, пройти обучение, направить — длительный процесс.

Какие проблемы остаются нерешенными?

— Когда мы начинали в 2014-м, помощь текла рекой. И лекарства, и оборудование, и деньги. С тех пор все обеднели и отчаялись. Вместо налоговых стимулов и льгот для бизнесменов, которые нам помогают, только усиливают давление. Часто приходится бегать и покупать необходимое за свои деньги. Как юрист я зарабатываю неплохо.

Коротко

20 апреля в поселке Зайцево на Донбассе погибли трое украинских военных. Пятеро получили ранения. Об этом сообщил спикер администрации президента по вопросам АТО Андрей Лысенко.

Президент России Владимир Путин позволил новосозданной нацгвардии воевать за рубежом, в частности и на Донбассе. Об этом сообщает издание "Коммерсант". Закон запрещает ФСБ проводить операции за пределами России. А нацгвардия может "провести какую-то операцию" в смежной непризнанной республике ДНР или ЛНР.

19 апреля в ДНР прибыло российское подразделение из Дагестана и Чечни. Об этом сообщило Главное управление разведки. Увеличивается количество российских военных, которые не хотят участвовать в боях. Поэтому командование вооруженных сил РФ привлекает подразделения, сформированные по большей части на Северном Кавказе.

20 заключенных передали Украине боевики ДНР. Их держали в тюрьмах на оккупированных территориях. Передачу организовала уполномоченная Рады по правам человека Валерия Лутковская. Обмен состоялся возле города Докучаевск на Донбассе. Среди заключенных — две женщины и человек с инвалидностью.

100 боевиков погибли под Авдеевкой за полтора месяца активных боев. Об этом заявил спикер администрации президента по вопросам АТО Андрей Лысенко. С передовой отвели большую часть подразделений так называемого 10-го отдельного мотострелкового полка 1-го армейского корпуса ДНР. Зато туда зашли свежие силы из трех других бригад сепаратистов.

3000 метров отвоевали украинские военные для перенесения нулевого блокпоста ближе к позициям боевиков. Это зафиксировали наблюдатели из ОБСЕ и внесли в свой отчет. Местность не указывают.

Сейчас вы читаете новость «"Каждый третий раненый в Иловайске умер, не увидев врача"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі