Бывший защитник киевского "Динамо" Александр Головко родился в один день с Валерием Лобановским. 6 января Головко исполнилось 38. Он тренирует юношескую сборную Украины. С этой командой приехал в Санкт-Петербург на Мемориал Валентина Гранаткина. Там и состоялся разговор с корреспондентом " ГПУ".
Какие воспоминания остались у вас от работы с Валерием Лобановским?
— С глазу на глаз с Валерием Васильевичем мы общались достаточно редко. Был диалог, который переходил в монолог. Я понимал, что передо мной авторитет, и я не могу быть прав в споре с ним. Его называли диктатором? Не знаю, никогда не видел, чтобы Лобановский кого-то ругал. Говорили, Васильевич выпивал. Но и пьяным я его тоже никогда не видел. Требовательность — колоссальная. Все это вместе давало результат. Перелом состоялся, когда в "Динамо" появились легионеры. Лобановский уже не мог контролировать какие-то вещи.
Почему?
— Футбол стал на путь коммерциализации. Это нас можно было отправить в "Динамо-2" или в армию. А легионеры показывали контракт, и разговор заканчивался. Не всегда самые сильные выходили на поле. На этой почве случались даже конфликты между президентом клуба и главным тренером.
Андрей Шевченко приехал в "Милан" и показал, что вполне готов к игре в итальянском чемпионате. Это заслуга Лобановского?
— Функционально и психологически его подготовил Васильевич. А заиграть бы Андрей мог, по моему мнению, в любом чемпионате. То "Динамо", которое играло в полуфинале Лиги чемпионов, собрал Йожеф Сабо. Однако ему не хватило именно харизмы, которая была у Лобановского.
Правда, что за полгода до отъезда в Италию у Шевченко появился охранник?
— Уделяли внимание персоне Шевченко. А почему бы и нет? Сами помните, какие были времена — беспокойные 1990-ые. Машину стоимостью миллион долларов никто не оставит на улице, правильно? А сколько давал "Милан" за Шевченко?
Амплуа стопера 10 лет тому назад трактовали иначе, чем сегодня. Вам приходилось выполнять функции персональщ ика.
— Мориентес, Янкер, Кар"ю... Против кого только не приходилось играть. Персональная опека имела массу особенностей. В сущности, это игра один на один. Труднее всего было с Ульфом Кирстеном из "Байера". Он постоянно играл на грани офсайда, а потом вырывался, словно ртуть.
Каладзе накрыл "поляну" и поблагодарил за урок
В конце 1998 года вы могли перейти в английский "Ливерпуль". Почему сорвалось?
— Я ехал в Ливерпуль выбирать себе дом. Общался с тренером Жераром Улье. Однако быстро понял: я один из четырех кандидатов, которые приехали на просмотр. Начался торг. Камерун Сонг стоил 2,5 миллиона долларов, меня хотели продать за 8. На тот момент это была не цена для центрального защитника. Вернулся в Киев. Лобановский отправил Игоря Суркиса узнать мое настроение. Было неприятно, но я справился. Думал, не выехал сейчас — выеду в другой раз.
Вышло поехать только в Китай. Мечтал ли об этом капитан киевского "Динамо" и сборной Украины?
— Меня хватило на три месяца — побыть футболистом киевского "Динамо". А потом я превратился в "наших" легионеров, начал снижать к себе требования. Тогда хотел играть в футбол. Вернувшись в Киев, услышал от Сабо (в 2005-ом Йожеф Йожефович тренировал киевлян. — " ГПУ"): "Саша, а ты еще в футбол играешь?". На этом моя эпопея как динамовца завершилась.
Прошлым летом главный тренер "Динамо" Валерий Газзаев назначил капитаном Артема Милевского. Вам повязку вручал Лобановский?
— Нет. Ребята тянули бумажки. У Лобановского была позиция, что капитана должна выбирать команда.
Капитан — это обязательно формальный и неформальный лидер в одном лице?
— Необязательно. Это, прежде всего, — очень ответственный человек.
Приходилось пользоваться "служебным положением" и кого-то ставить на место?
— В какой-то момент Каха Каладзе начал ставить себя выше коллектива. Собрались мы всей командой в ресторане. "Каха, достигай своей цели, но не за счет нас", — сказал я на правах капитана.
Каладзе понял?
— Безусловно. Через несколько месяцев, вернувшись из Милана в Киев, накрыл "поляну" и поблагодарил за урок.
В финале проиграли россиянам три мяча
На Мемориале Валентина Гранаткина юношеская сборная Украины заняла второе место. В финальном матче подопечные Александра Головко уступили хозяевам, россиянам — 0:3. При ровной игре в первом тайме после перерыва гостям не хватило физических сил. Перед турниром группа украинских футболистов заболела гриппом, а голкипера Максима Коваля не отпустил в сборную его клуб — запорожский "Металлург".
Лучшим защитником турнира признали Ивана Ордеца из донецкого "Шахтера". Соревнования проходили в 22-й раз. В свое время в них принимали участие Олег Протасов, Геннадий Литовченко, Юрий Калитвинцев, Дмитрий Чигринский, Артем Кравец.
Комментарии