четверг, 13 июля 2006 19:28

"Днепр" получил за меня миллион марок"

Автор: фото: REUTERS/Mike Theiler
  Владимир Лютий не хочет возвращаться на родину. Говорит, что в Украине полный беспорядок
Владимир Лютий не хочет возвращаться на родину. Говорит, что в Украине полный беспорядок

Владимир Лютый — один из немногих олимпийских чемпионов СССР по футболу. В родном Днепропетровске бывает приблизительно раз в год. И только по делам: сейчас Лютый живет в Германии, занимается автобизнесом.

Встречает в своем днепропетровском двухэтажном доме. Называет его украинским офисом. Одет по-спортивному — футболка, шорты и кроссовки.

В 1983 году "Днепр" стал чемпионом страны. Победила команда благодаря двум людям — тренеру Владимиру Емцу и начальнику команды Геннадию Жиздику. Вы с этим согласны?

— Полностью. Когда пришли эти люди, материальное положение футболистов сразу улучшилось. Если бы Емец и Жиздик родились на Западе, были бы мультимиллионерами. Оба сообразительные, со здоровым авантюризмом. Емцу деликатности не хватало, но в футболе он разбирался прекрасно. Жиздик был "министром финансов". Четко знал, когда, кому и с кем. Зарплата у нас была сравнительно небольшая, зато получали вне очереди государственные квартиры и машины. Мне за время пребывания в "Днепре" две машины достались. Приезжим больше — им создавались условия лучше.

Говорят, Емец ушел через конфликт с вами. Это правда?

— Частично. Когда тренера увольняли, я находился в лагере олимпийской сборной Союза. Ну а конфликты... Был один инцидент. Я тогда в раздевалке бросил бутсы и сказал, что играть больше в его команде не буду. Емец приписывал мне чужие промахи. После демарша кто-то из нас должен был уйти. Внутренне я был готов к тому, что сделать это придется мне.

Наилучшим тренером считаю Анатолия Бышовца

Хорошо, что команду возглавил Евгений Кучеревский. Тонкий психолог, он быстро наладил атмосферу в коллективе. А наилучшим тренером до сих пор считаю Анатолия Бышовца.

Почему?

— Он умел быть благодарным. На финальный турнир Олимпиады взял травмированного Вадика Тищенко. Тренер не забыл его вклада в победу на отборном этапе. Бышовец прекрасно мог подготовить команду физически. Благодаря этому мы и выиграли Олимпиаду. А еще самоотдача на поле. Без этого не победили бы в финале бразильцев.

Помните тот поединок?

— До мелочей. Состав тренер объявил утром, чтобы снять психологическое напряжение. Однако в первом тайме мы нервничали. Проиграли 0:1, Ромарио забил. В перерыве Бышовец попросил, чтобы были внимательнее в обороне. В атаке рассчитывали на Михайличенко и Добровольского. Сработало: первый заработал пенальти, второй его реализовал. При ничейном счете соперник прижал нас к воротам. Под мяч костями пришлось ложиться. Дотянули до дополнительного времени, забили победный гол. Харин выбил от ворот, мне удалось выиграть воздушную борьбу и отдать мяч Юрию Савичеву.

Отмечали "золото" громко?

— Вышли на катере "Михаил Шолохов" в открытое море. Тогда был штиль, но судно наше качало — так выплясывали. Гуляли всю ночь, утром проснуться не смогли и опоздали на церемонию награждения.


В 1990-м на должность наставника сборной СССР претендовали Кучеревский и Бышовец. Почему выбрали последнего?

— У Кучеревского не было такого международного опыта.

Как вы очутились в немецком "Шальке-04"?

— В 1989 году открылись границы для советских футболистов. Я мечтал поиграть на Западе, видел, как там люди живут. "Днепр" тогда в Европе уважали, были приглашения из Австрии, Испании. "Шальке" сработал оперативнее всех, предложил миллион марок. Я в Гельзенкирхене имел 150 тысяч марок в год. Намного больше, чем в "Днепре".

Легко адаптировались на новом месте?

— В бытовом плане — без проблем. А на поле было сложнее. У игроков основы контракты большие, чем у запасных. Поэтому бороться за место в стартовом составе было тяжело. Два года мучался, а потом попросил президента продать меня. Поступило предложение от "Дуйсбурга". "Шальке" согласился на трансфер, но попросил за переход полтора миллиона марок. Сумма по тем временам огромная. Пришлось идти к президенту клуба и слегка шантажировать. Пригрозил, что подпишу контракт с клубом третьей немецкой лиги. Пускай три месяца не буду играть, зато "Шальке" за меня ничего не получит. Подействовало. Президент согласился отдать за полмиллиона — но не "Дуйсбургу", а турецкому "Бурсаспору".

Там было лучше, чем в Гельзенкирхене?

— Напротив. Зарплату задерживали, а когда порвал три связки на голени, лечился за свой счет. Та травма, по большому счету, поставила крест на моей карьере. Поиграл еще в Германии за "Рот Вайс" и "Унтерахинг", но на привычный уровень так и не вышел. Нужно было думать, как зарабатывать на жизнь без футбола. Ведь тренером некогда быть не хотел.

И что решили?

— Немецкие друзья из концерна "Мерседес" предложили заняться автобизнесом. Попробовал — получилось. Отправляю из Германии машины для продажи в Украине или Москве.

Возвращаться на родину не планируете?

— В Германии мне комфортно. Здесь нормальные налоговые законы, поэтому у людей есть желание их придерживаться. В Украине же полный беспорядок...

1962, 22 февраля — родился в Днепропетровске
1983 — чемпион СССР
1988 — олимпийский чемпион
1989 — обладатель Кубка СССР, перешел в немецкий "Шальке-04"
В высшей лиге чемпионата СССР провел 250 матчей, забил 51 гол. Сыграл 3 матча за национальную команду СССР, забил 1 гол. В олимпийской сборной Союза провел 25 матчей, забил 4 гола. Окончил Днепропетровский институт физкультуры. Трижды женат, имеет трех дочерей.

Сейчас вы читаете новость «"Днепр" получил за меня миллион марок"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі