В полдень 11 августа в 14-этажке на ул. Шевченко, 4 в Луганске взорвался газ. Очаг был в квартире на седьмом этаже.
— Взрыв был очень сильный, мы думали, что взорвалось в нашей квартире. А это аж через дом. Выглянули в окошко — паника. Бежали прохожие, на проезжую часть летели кирпичи. Серой "мазде-шестерке" пробило лобовое стекло. Парень за рулем не пострадал. Кучи пыли и огня не было, — рассказывает 27-летняя Юлия Романенко из дома №8. — Одни говорят, что кто-то делал ремонт, сварка работала. Другие рассказывают, что люди в доме слышали запах газа, вызывали аварийщиков, но никто не приехал.
— Я купила воды, решила посидеть на лавочке, это метрах в 30 от подъезда. Помню только страшный грохот. Пришла в себя под елками, меня снесло метров на 5, — рассказывает жительница первого подъезда. Имени своего не называет.
От взрыва вылетели окна соседних зданий — в Сбербанке и детсаде, расположенных в 200 м от дома по разные стороны. Припаркованная у подъезда "нива" превратилась в лом — на нее упала часть перекрытия. Люди выбегали в крови, у многих были порезы от разлетевшегося стекла.
Полностью разрушены четыре трехкомнатных квартиры на шестом и седьмом этаже, частично — еще две на пятом, на которые упали завалы. Погибла 63-летняя Светлана Зубрицкая и 68-летний Владимир Махортов.
В больницу попали 27 покалеченных. Самое тяжелое состояние у 12-летней Алины Меркуловой. Она — в коме, на аппарате искусственной вентиляции легких. У нее открытая черепно-мозговая травма, переломаны конечности.
— Мы с бабушкой и дедушкой ходили в церковь, недалеко. Сильный хлопок услышали во время службы. Когда вернулись, вокруг дома работали пожарники, кого-то вытаскивали. Все усеяно осколками, кирпичами, просто жуть. В нашей квартире вылетели окна. Уцелели только два — те, что выходят на другую сторону, — говорит по телефону 17-летняя Яна Семенова из соседнего подъезда дома №4.
— Трахнуло так, что из шкафов документы высыпались, ваза разбилась, в офисе все стекла повылетали, — вспоминает 30-летний Роман Патрушев. Он работает в офисе напротив дома. — Думал, кто-то ракетой в Луганск стрельнул. Когда начали разгребать землю, один мужчина кричал, что он — врач, просил пропустить к завалу. Врал. Просто у него в квартире была дочь, ее увезли в больницу, а ему не сказали.
Спасатели разбирали завалы до утра. Милиционеры с собаками сторожили дом от мародеров.
14-этажка на ул. Шевченко, 4 построена в 1970-х. В доме — 444 квартиры, по 74 в каждом из шести подъездов. Половина помещений в доме подключены к газу, остальные — готовили еду на электроплитах. После взрыва жильцы разрушенного подъезда и двух соседних переехали к родственникам и знакомым.
После обеда 12 августа дорога к дому перекрыта, местных сопровождают спасатели, пускают за документами. Несколько десятков прохожих снимают разрушенный дом на камеры мобильных. Палатка, где вечером раздавали горячую еду и чай, стоит пустой.
— Один милиционер сидит возле разрушенного подъезда, по периметру ходит десяток пэпээсников в бронежилетах. Спасатели понемножку начали убирать строительный мусор. Люди в касках и костюмах осматривают взорвавшуюся квартиру. Смотрится ужасно, — говорит Роман Петрушев.
— Квартира, в которой произошел взрыв, зарегистрирована на Анатолия Пархоменко. На момент аварии он был на даче. В квартире рабочие сносили стены. Проект и согласования на то не имели. На экспертизу из квартиры изъяли котел индивидуального отопления, — говорит Григорий Семчук, заместитель министра регионального строительства и ЖКХ.
— В соответствии с правилами эксплуатации, запрещено подсоединять к газу дома выше девяти этажей. Люди должны пользоваться электроплитами. Во время строительства этого дома газ провели в качестве эксперимента, — говорят в пресс-службе областного управления Государственной службы по чрезвычайным ситуациям.
В обществе "Луганскгаз" не согласны, что причиной взрыва стал природный газ. На месте взрыва нашли баллон от пропана.
— Характер разрушений, эпицентр взрыва, температура 35 градусов, открытые окна, сквозняки... — говорит Сергей Кузьменко, голова "Луганскгаза". — Чтобы накопить достаточный объем газа, нужно закрытое помещение. Во время взрыва природный газ горит, а следов горения не было.
Без жилья оказались 192 человека. Премьер-министр Николай Азаров обещает отремонтировать дом, всем потерпевшим — материальную помощь от правительства.
Комментарии