Утром 13 сентября в село Жукля Корюковского района Черниговщины на автобусах из Чернигова, Нежина, Прилук и Харькова приехали около 60 верующих и священников Украинской православной церкви Московского патриархата. Заблокировали вход в Покровскую церковь. Троих мужчин, с их согласия, приковали цепями к дверям храма. Когда в 10.00 приехали священники Киевского патриархата, местные жители вытолкали прихожан Московского за ограждение.
С 1991 года церковь принадлежала МП.
— Три года тому назад нашего батюшку отца Ивана перевели служить в Кировоградскую область, — рассказывает по телефону староста церковной общины Николай Давиденко, 52 года. — Хороший был человек, заботился о храме. Потом к нам стал приезжать служить отец Николай из соседнего села Козиловка. Церковь запустил — вон березы на крыше повырастали, птички стекло в дверях повыбивали.
Крестьяне жаловались, что священник брал много денег за службы. За приезд и похороны требовал 150 грн на бензин. От Козиловки до Жукли — 14 км.
— Меня теперь начали обвинять, что якобы я взял 50 тысяч, чтобы развалить Московский патриархат. А то, что мы три года ездили в епархию в Чернигов, просили прислать нам священника, который бы жил в селе, не вспоминают. Но у нас некоторые и разницы не знают — чем Московский от Киевского отличается. Люди голосовали именно против отца Николая. В Московском патриархате отказались прислать батюшку, так мы у Киевского попросили. Нам главное, чтобы хозяин был у церкви. Владыка Иларион не отказал, назначил отца Илью.
На собрании 28 августа за переход церкви Киевскому патриархату проголосовали девять из 10 представителей церковной общины. Решение поддержали и другие крестьяне. С 8 сентября 2009 года Покровская церковь перешла к Киевскому патриархату. На следующий день Николай Давиденко передал новому священнику ключи.
В 10.00 13 сентября епископ УПЦ КП отец Иларион должен был представить общине их батюшку протоиерея Илью Бидняка.
— Мне не спалось, потому что до трех ночи болели зубы, — рассказывает 71-летняя Мария Архипенко, которая живет возле церкви. — В четыре меня разбудила перепуганная внучка. Говорит: баба, кто-то нашу церковь ломает!
На место сбежались люди.
— Позвонили в 5.30. Говорят, к храму автобусы съехались. Я пошел туда, — вспоминает староста. — Стоят автобусы, написано — "По заказу". Спросил, откуда. Говорят: из Нежина, Прилук приехали. К дверям священники приковались. Ходили ребята в футболках с надписями "За Россию!", "За царя!" Плакатов понавешивали. Особенно нас возмутил — "Киевский патриархат придумали фашисты-националисты". У нас партизанское село!
Крестьяне жаловались, что священник брал много денег за службы
Люди вызвали милицию из райцентра. Стражи порядка пытались уговорить разблокировать вход в храм.— Когда владыка Иларион приехал, вперед бросились наши женщины. Плакаты те попереворачивали. За ними — мужчины.
Кто-то в толпе брызнул газом газом из баллончика.
— Драки не было. За 15 минут всех разогнали. Они сели в автобусы, а мы вошли в храм. Началась служба, — говорит Николай Давиденко.
Четверо священников УПЦ МП обратились к врачам с жалобами на избиение. У пресс-секретаря Черниговского епархиального управления отца Захария Керстюка сотрясение мозга и ушибы.
— Я был прикован цепями к дверям церкви, — рассказывает он. — Местные только кричали. А били какие-то заезжие парни. Было видно, что подготовленные и переодетые в ризы националисты. Сначала ударяли в живот, а когда человек сгибался от боли, били по затылку и вытягивали за пределы церковного двора.
Отец Захарий уверяет:
— Жители Жукли на отца Николая в епархиальное управление не жаловались, потому что жалобы были бы зарегистрированы и на них бы отреагировали. Староста церковной общины — нелегитимный, собрания церковной десятки не было, а четыре подписи из девяти — поддельные. Документы о передаче церкви другому патриархату отдел по делам религии облгосадминистрации подготовил за два дня, а губернатор сразу их подписал. Когда же разблокировали храм — милиция была на стороне Киевского патриархата.
В Жукли люди радуются новому батюшке:
— К Николаю ходило два-три человека, а к Илье — множество.
Милиция дежурит возле храма.
С 1989-го в селе была квартира для священника.
— Теперь она пришла в негодность: пол сгнил, крыша протекает. Ищем для отца Ильи дом, — говорит Давиденко.
Покровской церкви 95 лет.
Комментарии
2