15 июня Шевченковский районный суд Киева отправил под круглосуточный домашний арест общественного активиста 25-летнего Сергея Стерненко. Его подозревают в незаконном ношении холодного оружия и умышленном убийстве 29-летнего Ивана Кузнецова.
Речь идет о событиях 24 мая 2018-го. Сергей с девушкой возвращались домой. Недалеко от дома на него напали двое мужчин. В схватке Стерненко смертельно ранил Кузнецова. Сам получил сотрясение мозга, травму руки, потерял много крови. Второго нападавшего - 30-летнего Александра Исайкла задержали через несколько часов. Имел легкие и средней тяжести ранения. По делу проходил как свидетель. В мае прошлого года сбежал за границу. Живет в России, по неофициальным данным.
Сергей говорит, убивать не хотел. Это была самозащита. В СБУ отрицают. Говорят, он всадил нож в сердце Кузнецову, когда тот убегал. Его тело нашли в 99 м от места первой схватки. Некоторые из ранений получил лежа, установила экспертиза. Стерненко это отрицает.
Кузнецов с ранением сердца мог пробежать такое расстояние, подтверждает в суде врач-хирург с 20-летним стажем Александр Линчевский:
— Травмы сердца не мгновенно приводят к гибели или обмороку. Человек некоторое время остается в сознании, может активно двигаться.
В 2018 году на Стерненко совершили три нападения за четыре месяца — били битой, стреляли, резали ножом. Сергей называет заказчиком мэра Одессы Геннадия Труханова. Тот обвинения не комментирует.
Сергей Стерненко родился в селе Садовое Белгород-Днестровского района Одесской области в семье учительницы и военного.
В 2014-м был участником одесского Евромайдана, три года возглавлял областную ячейку "Правого сектора". Руководитель общественной организации "Неравнодушные", один из основателей "Народной люстрации" в Одессе. Протестовал против незаконных застроек, выступления пророссийских артистов. Критиковал деятельность местных властей и полиции Одессы.
Из дома ушел в 18. В незапрещенной тогда социальной сети "ВКонтакте" раскручивал группы и зарабатывал около $1 тыс. в месяц. Выучился на юриста, работает по специальности.
Подозрение Сергею Стерненко объявили следователи Службы безопасности 11 июня. Его подписал Николай Бовзуляк из Генеральной прокуратуры.
— Этот случай можно рассматривать как превышение пределов необходимой обороны. Но не как умышленное убийство. И нож, который был у Сергея, не является холодным оружием. Это подтверждают выводы нескольких экспертиз, — говорит 36-летний Маси Найем, один из адвокатов Стерненко.
Избрание меры пресечения назначили на 12 июня. Утром к суду начали стягиваться колонны грузовиков и автобусов Нацгвардии. Поддержать активиста пришли несколько сотен человек. Прокуратура озвучила версию следствия. В слушании объявили перерыв. В понедельник, 15 июня, слово получили защитники Стерненко.
В суде выступил прокурор Андрей Радионов. Он ранее вел дело Сергея Стерненко, но отказался согласовывать ему подозрение, был устранен. Говорит, подозрение было составлено необъективно и предвзято. На него давило руководство, в частности — генпрокурор Ирина Венедиктова.
— Из совокупности доказательств не считаю, что в действиях Сергея был умысел на убийство, — говорит Андрей Радионов. — Но от высшего должностного лица в Генпрокуратуре звучали заявления, что подозрение Сергею готовится. Хотя на то время Ирина Венедиктова даже не была знакома с материалами дела. Как оценивать подобные действия с ее стороны, если не давление? Это посягательство на мою независимость прокурора в процессе.
Заседание длилось более 10 часов. Под стенами суда произошли стычки между активистами и полицейскими. Нескольких участников акции задержали и избили.
Отбывать круглосуточный домашний арест Стерненко будет в столичной квартире, которую несколько лет арендует со своей девушкой. Его защита готовит апелляцию.
Все экспертизы, на которые ссылается следствие, противоречат друг другу, говорит адвокат Стерненко Виталий Коломиец:
— В первой от 18 июня 2018 года говорится, что при таких телесных повреждениях, как у Ивана Кузнецова, человек теряет сознание в течение нескольких десятков секунд. Поэтому он мог пробежать 100 метров.
Вторая экспертиза от 29 августа 2019-го свидетельствует — погибший потерял сознание через несколько секунд после ранения. Некоторые травмы получил лежа.
По заключению третьей экспертизы от 3 апреля этого года для потери 30 процентов крови и сознания нужно 20 секунд, а Кузнецов стоял, когда его ранили.
Четвертая экспертиза от 28 мая указывает, что рана на правой руке Кузнецова образовалась после того, как он упал. О других ранениях и мог ли с ними двигаться - речь не идет.
Временная следственная комиссия Верховной Рады, выясняющая обстоятельства нападений на активистов, считает подозрение Сергею Стерненко безосновательным. Призвали СБУ и Офис генерального прокурора провести комплексный анализ судебно-медицинских и других экспертиз по делу.
— Чтобы понимать, кому выгодно посадить Сергея Стерненко, надо посмотреть, кто ему угрожал и обещал бросить за решетку, — говорит политолог 43-летний Михаил Басараб.
— Это делали представители прокремлевских сил за его патриотическую позицию. В частности, Андрей Портнов — заместитель руководителя администрации президента Януковича, известный украинофобской позицией. Поэтому все, чем угрожали пророссийские силы, осуществляет правоохранительная система Украины.
Действия Генпрокуратуры признаны предвзятыми. Ее руководитель Ирина Венедиктова вмешивалась в процесс расследования, по свидетельствам сотрудников Офиса генпрокурора.
Мы наблюдаем, как нарушаются права Стерненко как гражданина Украины. Человека, защищавшегося от нападавших, судят за умышленное убийство.
Если Сергей получит срок заключения, сможем говорить, что его осудил правящий режим за патриотическую позицию и гражданскую активность. У него будет шанс стать одним из новых политических лидеров в Украине.
Комментарии