понедельник, 14 октября 2024 21:46

Самый длинный мост Украины: какие истории "скрывает" легендарная переправа
22

Самый длинный деревянный мост Украины построен в селе Каплинцы Полтавской области. Он проходит через реку Удай, длиной - более 240 м.

Мост построили в конце XIX века, по информации в открытых источниках в интернете. Однако местные убеждают: на самом деле переправу построили в 1933-м, чтобы сократить дорогу в город Пирятин, недалеко от села.

Как этот мост спас украинцев во время голода и в каком состоянии сейчас переправа - узнавала корреспондентка Gazeta.ua.

ИСТОРИЯ И НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

- У нас таких стариков уже и нет, что жили в Каплинцах, как строили мост. Один остался, но вспомнит ли? Ему уже под 100 лет, - сидя на мопеде под единственным в Каплинцах магазином рассказывает местный Алексей Шурхало. Одет в синюю робу и бежевую панаму. Рядом с ним односельчанин - 64-летний Николай. - С противоположной стороны (моста. - Gazeta.ua) когда-то был пляж шикарный. Через него до центра Пирятина можно доехать - всего шесть километров.

Самый длинный деревянный мост Украины лежит над рекой Удай. В этом месте водоем течет извилисто и образует лиманы и поймы. Поэтому большая часть территории вблизи села - заболочена. Каплинцы расположены в Пирятинской общине Полтавской области, в 17 км от Пирятина. История села уходит в XVII век. По одной из версий его название происходит от урочища Каплино, где из источника вытекала вода.

Автор: 0532.ua
  Самый длинный деревянный мост Украины - между селом Каплинцы и Пирятином
Самый длинный деревянный мост Украины - между селом Каплинцы и Пирятином

В прошлом веке - это был развитый населенный пункт. Здесь проживало около 1500 человек. В 1958 году на территории села произошло объединение колхозов. Экономическое развитие продолжалось и в последующие десятилетия колхоз стал частью крупного аграрного объединения, специализировавшегося на животноводстве и обработке земли.

Переправу через Удай начали строить в 1933 году. К тому времени прямой дороги на Пирятин из Каплинцов не было. Селяне должны были ехать 17 км по разбитым объездным путям. На противоположную сторону реки часто добирались на лодках.

- Дороги той и сейчас нет (качественно проложенной на Пирятин. - Gazeta.ua), а тогда тем более не было. Сейчас школьный автобус начал ездить, и уже авария была. А зима придет, так он на гору не выедет, потому что там такие ямы! - жалуется Шурхало и проговаривается, что он - муж старосты села. - Давно уже просим сделать нам дорогу. Деньги выделяют, ремонтируют по всему району, а у нас - нет.

Дорога к Каплинцам
Фото: Лилия МЫЦКО
Село Каплинцы находится на левом берегу реки Удай
Село Каплинцы находится на левом берегу реки Удай
Село Каплинцы находится на левом берегу реки Удай
Село Каплинцы находится на левом берегу реки Удай

Дорога к Каплинцам действительно разбита. Объехать ямы посреди асфальта почти невозможно. Так что автомобили двигаются здесь с минимальной скоростью.

Сегодня в живописном селе живет около 350 человек. Несколько лет назад здесь закрыли местную школу из-за отсутствия учеников. Сейчас детей возят в Пирятин. В Каплинцах работает клуб, библиотека, фельдшерский пункт, куда раз в месяц приезжают врачи.

Пирятин и Каплинцы делили, чей он будет

- На той стороне реки был красивый пляж, белый песок, - вспоминает Николай. - Пирятин и Каплинцы делили, чей он будет. Знаете, как оно бывает у ребят? Дрались. Пришел, покрывало бросишь - и отдышаешь. Была база отдыха рядом - "Прилуки". Сейчас пляж расчистить нельзя. Потому что там Пирятинский парк - природоохранная территория. Мост когда-то широкий был, красивый, говорили старожилы. Но мы его уже таким не застали.

Автор: Лилия МЫЦКО
  В селе работает всего один магазин
В селе работает всего один магазин

В реке у моста когда-то водилось полно рыбы. А раков местные вылавливали ведрами в лодки.

СТАРЫЙ МОСТ

Общественный транспорт в Каплинцах ездит всего раз в неделю. По дороге видим несколько автомобилей со знаком "Такси". Большинство местных добираются в Пирятин на машинах или велосипедах. И в шутку говорят, что двухколесный транспорт по разбитому асфальту довезет быстрее автомобиля.

Дорога к мосту пролегает по песчаной дороге. Вдоль узкой улицы стоят одноэтажные частные дома за деревянными заборами. На огородах стоит сухая кукуруза, а вокруг раскинулся лес. Пахнет картошкой и только что перекопанной землей. Встречаем и много заброшенных домов - с заросшими сорняками дворами, наклоненными крышами.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Мост строили из дуба, поэтому он простоял почти 100 лет
Мост строили из дуба, поэтому он простоял почти 100 лет

Поворачиваем налево. К мосту идем по аллее еще зеленых старых лиственных деревьев. Сквозь кроны пробираются золотистые лучи солнца. Тропа заканчивается на берегу реки, точнее - заболоченной поймы. Деревянный мост узкой вереницей исчезает вдали где-то на противоположной стороне, где высится лес. Его длина - более 240 м.

В последние десятилетия переправа начала разрушаться. Летом этого года жители Каплинцев отремонтировали ее собственными силами. В местном лесничестве попросили материалы, взяли трактор и заменили старые доски. Однако если рассмотреть поближе - черные от влаги дубовые опоры уже начали подгнивать.

Проходим к середине моста. Кое-где встречаются тонкие или совсем не прибитые к опоре доски. Удай обмелел - к поверхности реки от моста не менее 4 м. Вода мутная, с зеленоватым оттенком. Под берегом старая заброшенная лодка с острым мысом, вокруг все поросло камышом. Не видно людей, но слышно пение птичек.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Вода в реке Удай упала на несколько метров. Однако весной подступает почти к самому мосту
Вода в реке Удай упала на несколько метров. Однако весной подступает почти к самому мосту

Строили мост хозспособом, то есть силами общины, рассказывает староста села Каплинцы Вера Шурхало. Работы проводили с обеих сторон Удая. К строительству привлекли людей из всех окрестных населенных пунктов. Работать приезжали даже из Черниговской области - из села Антоновка, всего в 6 км от Каплинцев через лес.

- Дамбу сразу насыпали где-то за 200 м. А потом постепенно с одной и другой стороны вручную строили, - Вера Шурхало сидит в своем кабинете в сельском совете. Стройная короткостриженная брюнетка с острыми чертами лица. Рассказывает быстро, извиняется, потому что немного занята. Ее стол завален документами, сзади на подоконнике стоят иконы и папки с бумагами. - Специально делали, чтобы бить сваи - по 20 метров высотой. А сама высота моста была около 12 метров. Это старожилы рассказывали.

Автор: Лилия МЫЦКО
  В селе проживает около 350 человек. Некоторые дома - заброшенные
В селе проживает около 350 человек. Некоторые дома - заброшенные

Во время Второй мировой войны во время отступления немцы разрушили мост со стороны Калинцев. Однако после освобождения села его отремонтировали за несколько дней. В тот момент переправа имела ширину до 8 м. Состояла из проезжей части и зоны для пешеходов. Также имела перила с обеих сторон.

Это был стратегический мост

- Но люди рассказывали, что это был стратегический мост. Если в нашу сторону разобьют мосты, надо будет далеко объезжать, большой круг давать. А через деревянный мост - шесть километров до Пирятина. Там когда-то даже дорога была, каменка. Когда приехала с мужем в 1983 году, то ее немного было. Чего-то не достроили. Дороги как таковой когда-то вообще здесь не было у людей. Асфальт положили через Каплицы только в 1970-х, - пересказывает рассказы селян Вера Васильевна. - Я думаю, что поэтому и построили мост. Грязь была, в город на работу тяжело добраться. А тут поближе - ездили на рынок в Пирятин, торговали. Даже из Черниговской области.

Женщина вспоминает, что в 1980-х годах в Каплинцах побывали архитекторы. Хотели построить мост в другом месте. Однако почему-то не удалось.

Автор: архив
  В архивах не сохранились фото моста, но на картах он отмечен
В архивах не сохранились фото моста, но на картах он отмечен

- В этом году очень обмелела река. Хотя когда-то она была судоходной - ходили паромы, был причал. Из Пирятина переправляли уголь, торф, а от нас уже дальше, - добавляет староста. - Сейчас чтобы отстроить этот мост, как я прикидываю, нужно не менее нескольких миллионов. Там уже сваи подгнили за столько времени. Он простоял так долго, потому что дубина обладает свойством каменеть в воде. Но как его ремонтировать, если он нигде на балансе официально не стоит? Не можем никакую программу написать или получить статус исторического наследия. В архивах что-то пытались найти - даже фото не сохранились.

МАШИНА УТОНУЛА

Именно поэтому местные решили ремонтировать мост самостоятельно. Собрали средства, связались с предпринимателями, лесничеством. Работы еще не завершены, но пока в селе люди заняты огородами и хозяйством. Однако это не пугает жителей Каплинцев. Мостом пользуются, правда не решаются ездить автомобилями - только пешком или на велосипедах.

- После войны еще утонула машина. Было скользко, а везли скот на мясокомбинат. Ветеринара спасли, - говорит женщина. - А легенд никаких не слышала про мост. Его построили, чтобы люди выживали. Во времена Голодоморов в Каплинцах умерло 27 человек. Но говорят, что это уже в голод после войны. В 1933 году погибших, пересказывают, не было. Ибо на строительстве моста давали рабочим пайки - ради этого и шли помогать местные. Это спасло село от голода.

Автор: Лилия МЫЦКО
  От века мост уже начал подгнивать
От века мост уже начал подгнивать

Вера Шурхало жалуется, потому что в селе закрыли школу и детсад, почти нет рождаемости. Среди жителей Каплинцев много пенсионеров. Ближайшая больница - в Пирятине. Если вызвать скорую, по такой дороге она будет ехать более 40 мин, вместо 15.

- У нас открытая должность фельдшера. Кто желает - приходите. Даже жилье даем. Предыдущий пошел работать в Пирятин, - говорит староста. - У нас было где-то 70 переселенцев, из них немного осталось жить. Более 10 человек на старостат воюют, двое из них пропали без вести. До нас россияне не дошли. А если бы и отважились - здесь повсюду болотная местность. Так бы и утонули.

Автор: Национальный природный парк "Пирятинский"
  Селяне ремонтируют переправу
Селяне ремонтируют переправу

Зарабатывают каплинчане на полях или фермах - есть животная и молочная. Некоторые ездят работать в ближайшие города или даже в Киев. Молодежь рвется из села, поэтому живут в Каплинцах в основном старшие люди.

- Вода в селе есть, газ есть, улицы освещены все, интернет, детская площадка, мини-стадион, дом культуры - все есть, - перечисляет плюсы села Вера Васильевна. - Для того чтобы село развивалось нужно нормальное сообщение. Государство должно повернуться к селам лицом. У нас можно отдохнуть. Когда бахнул Чернобыль - здесь раскупили даже развалины. Не было радиации вообще, потому что вокруг гектары лесов.

Когда Вера приехала в село, здесь бурлила жизнь. Работали три фермы, стояли теплицы. Люди выращивали морковь, огурцы, капусту. Сейчас местные имеют среднее достаток, хотя пенсионеры жалуются на малую пенсию.

Автор: Лилия МЫЦКО
  В селе почти везде грунтовые дороги
В селе почти везде грунтовые дороги

- Церковь нашу в 1970 году разрушили. Сейчас на ее месте стоит крест. И батюшка Иван из Пирятина на все праздники приезжает, - добавляет Вера Васильевна.

ТОРГОВАЛИ НАБЕЛОМ

В магазине в Каплинцах цены не выше, чем в городе. Продают продукты, хозтовары. В магазине можно заказать даже бытовую технику или товары, которых нет в наличии. К примеру, холодильник. Позволяют за него платить по частям без процентов. Одежду покупают в городе. На рынок ездят в Пирятин.

Под забором сельского совета стоит около десятка велосипедов. В первом кабинете справа от входа жители ждут почтальонов. Раньше здесь было отделение, о котором напоминает деревянная стойка у стены, скамейки и старый синий почтовый журнал, как декорация на полке. Почты в Каплинцах нет давно, но два раза в неделю приезжают специалисты, чтобы люди оплатили коммунальные услуги или получили пенсию.

Автор: Лилия МЫЦКО
  Местные ждут почту, которую привозят в село два раза в неделю
Местные ждут почту, которую привозят в село два раза в неделю

- Там с того моста, пожалуй, каждый падал в Удай, - говорит Надежда, сидящая у двери, и односельчане заходятся смехом. - Мост-мостом, а нам пусть лучше дорогу сделают. И связи нет. Ибо они вышку в яме поставили и сюда не ловит. Мы звонили, писали - все без толку.

Больше каплинчане жалуются на плохую дорогу. Также не удовлетворены тем, что нет почтового отделения.

Дуба врезал - и спи спокойно

- А что они там сделали, то за зиму не будет моста. Раньше на велосипедах мы ездили, а сейчас уже нет. Там заросла дорога. Ездили тогда, когда зарплаты в селе не платились. Возили в город торговать - молочным в основном. Сейчас автобус раз в неделю ходит. Поедешь к врачу, а он скажет сдать анализ. Уехать завтра забрать результаты уже нечем. Дуба врезал - и спи спокойно.

Автор: Национальный природный парк "Пирятинский"
  В послевоенные годы по мосту ездили даже грузовики
В послевоенные годы по мосту ездили даже грузовики

- Было отделение почты. Так что они сделали лучше? Ничего, - добавляет ее соседка Татьяна. - Сейчас два раза в неделю приезжают. Обещали в 12:00 быть сегодня, так уже два часа ждем. Это они еще по селу ездить будут. А мы поближе живем, так приходим.

Пока ждут почтальонов, селяне общаются, шутят. Больше анекдотов рассказывает Андрей в пуховой жилетке. У его ног трется местный кот Михаил, или как говорят каплинчане - Миня.

- Цены у нас хорошие, ну, не так как в Киеве, но не кусаются, - говорит Андрей. - Даже смотрел бутылку масла - так у нас была дешевле. Мы на велосипедах все, потому что это надежный транспорт. Скорее так доехать, чем на машине.

За многие годы односельчане не слышали легенд, связанных с мостом. Только вспоминают, как когда-то в войну вражеский танк упал в реку. Однако не уверены, не выдумка ли это.

Сейчас вы читаете новость «Самый длинный мост Украины: какие истории "скрывает" легендарная переправа». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі