В Донецкой области продолжаются бои. Украинские защитники держат оборону, несмотря на постоянные попытки российских войск продвинуться дальше. Также удерживают позиции и защитники Мариуполя. Пока обращения к мировому сообществу и религиозным лидерам с просьбой помочь эвакуировать людей из заблокированного города не дали результата. А эвакуационные коридоры, которые согласовывают войска Российской Федерации, они же сами и обстреливают.
Откуда ждать наступления, как живет Донецкая область, что происходит в блокадном Мариуполе в интервью Gazeta.ua рассказывает глава Донецкой областной военной администрации Павел Кириленко. Говорим утром 21 апреля.
Ситуация сложная, но контролируемая. Враг совершает постоянные обстрелы вдоль линии разграничения, – рассказывает Павел Кириленко. – Есть попытки наступления и активных действий, активизация боевых действий с севера, где область граничит с Харьковской. Основная наша цель – безопасность жизни и здоровья мирных жителей. Это, конечно, эвакуация, перемещение в районы более безопасные на территории Украины.
Принимаем все меры по защите суверенитета нашего государства и обороны Донбасса. Сейчас это одно из ключевых направлений, на которое враг сосредотачивает свои усилия.
Российские войска постоянно наносят удары по разным населенным пунктам. Некоторые аналитики говорят, что они при новом наступлении учтут свои промахи, которые были у них с 24 февраля. Что-то изменилось в их действиях? Более профессиональные военные части задействуют? Лучшую технику?
Мы должны учитывать, что враг будет действовать так, как мы ему позволим. В профессионализме наших Вооруженных сил, командовании ООС и мотивации каждого нашего бойца у меня нет никаких сомнений. Будем стоять столько, сколько нужно. Свое не отдадим.
Враг перегруппировался. Стянул свежие резервы. По данным разведки, есть более профессиональные резервы. То, что изменилось – они действуют более осторожно. Я бы не сказал, что беспокоятся о сохранении живой силы. Но действуют более осторожно именно потому, что у них не так много осталось личного состава. А объявлять полную мобилизацию не могут – желающих у них нет – совсем. Мы это знаем из перехватов, данных разведки. Понимаем, как развивается ситуация с отсутствием мотивации. Но диктатор их гонит на верную смерть.
Враг не может объявлять полную мобилизацию – желающих нет. Но диктатор их гонит на верную смерть
Насколько их усиливают мобилизованные из оккупированных районов Донецкой и Луганской области?
Трудно назвать цифры. Даже официальная статистика в относительно мирное время до 24 февраля не велась, потому что не было переписи населения. Были относительные данные, сколько человек проживает на временно оккупированной территории. Впрочем, есть подтвержденные данные, что под видом каких-то коммунальных служб там проходит поквартирный и домовой обход. Вместе с коммунальщиками идет работник военкомата. Так происходит мобилизация жителей так называемых Л/ДНР. Это им не придает боевого духа и таланта. Потому что даже яростные сторонники РФ рассчитывали на то, что будут лежать на диване, или просто будут выходить с лозунгами: "Россия, спаси! Защити нас от Украины, которая обстреливала". Мы знаем эти шаблонные фразы. Но они при этом ничего делать не будут. Главное – сохранят свои жизни. Но случилось иначе.
Мобилизация там происходит полная – от студентов до 65-летних мужчин. Вдумайтесь в эту цифру. Их толкают на гибель. Почему? Ответ очень прост – никто не любит предателей. Им самим нужно пройти через все. Якобы они освобождают Мариуполь, который не могут взять, несмотря на то, что он с 1 марта находится в полном окружении и блокаде.
Российские войска применяют свою грязную тактику – тотальные обстрелы и разрушения гражданской инфраструктуры
Пока идут ожидания наступления российских войск, наши Вооруженные силы 19 апреля перешли в контрнаступление и возобновили контроль над городом Марьинка. Какая там ситуация?
Город по сути не был захвачен, но его постоянно обстреливали. Российские войска используют свою грязную тактику – тотальные обстрелы и разрушения гражданской инфраструктуры. После чего пытаются захватить территорию. На примере Марьинки: обстрелы не всегда проходят по позициям Вооруженных сил. Начинают с разрушения домов и инфраструктуры. Люди в городе есть. Большую часть мы увезли. Остались те, кто уезжать не будет. У нас там руководители и работники военной администрации, руководители подразделений. Делаем все необходимое с Нацполицией, ГСЧС для подвоза медикаментов, продуктов. Каждый день докладывают, сколько литров питьевой воды развозят по населенным пунктам, которые находятся в наиболее затруднительном положении. Жизнь продолжается и там. Больно смотреть на Марьинку, которую мы восстанавливали. Отстраивали дома пострадавшие или частично разрушенные в 2014 году. Были и многоквартирные и частный сектор. А потом мне сообщает директор департамента, что этих домов уже нет вообще. Но это делает нас сильнее. Выстоим и все восстановим.
Россияне использовали фосфорные боеприпасы в Авдеевке, Марьинке, Красногоровке
Есть ли подтверждение, что россияне использовали там фосфорные бомбы?
Да. Россияне использовали фосфорные боеприпасы в Авдеевке, Марьинке, Красногоровке. Соответствующие материалы и доказательства преступлений, нарушающих международные конвенции и международное гуманитарное право, правила ведения войны, приложим к материалам многочисленных уголовных производств. Собираем и документируем подтверждения преступной деятельности Российской Федерации.
Какие населенные пункты страдают сейчас больше всего?
Наибольшие обстрелы на линии разграничения, которая была до 24 февраля. Это Авдеевка, Марьинка, Красногоровка. Также Угледар, Торецк, Очеретинская громада. Наш многострадальный Мариуполь.
Сейчас над картой очень часто приходится склоняться. Так понятно, какие населенные пункты не подвергались вражеским обстрелам. Таких на территории Донецкой области практически не осталось. Обстреливают и большие города, относительно отдаленные. Довольно часто это Краматорск. Тяжелые ракетные удары. Также по Покровску били. Бахмут, Константиновка – это железнодорожные узлы.
Страшные удары переживает Краматорск. При этом городской голова Александр Гончаренко заявил, что в городе остается около 35-40 тысяч человек. Какая опасность сейчас для них есть?
Вчера собирал на совещание глав городов, военных администраций "северного куста". По Краматорску подробно все проговаривали. Мэр докладывал по количеству населения. Их силой увезти нельзя. Если начинается давление, то часть людей выражают недовольство: "Куда поедем?". Есть пример, за прошлые два дня активизировались боевые действия в населенных пунктах, где осталось 400-600 человек. Из них сразу появляются 50 человек: "А вывезите нас". Это в населенном пункте, где уже на половине стали силы РФ. Идут даже стрелковые бои. На следующий день из заявленных 50 человек 49 вывозим. Но риски для жизни и здоровья лиц, проводящих эвакуацию, чем в относительном покое, это колоссальная разница. Поэтому обращался и, буду обращаться к местным жителям – подходите разумно к этому. Это и ваша безопасность.
Таким образом, нам дают возможность действовать более уверенно по защите нашей области.
Мы закрепляемся для того, чтобы враг не пошел дальше
Какая ситуация сейчас в Волновахе? Кто туда еще имеет доступ, кроме делегаций российских журналистов?
Практически только они. И в окрестностях города и в том районе, а он большой, продолжаются боевые действия. Мы закрепляемся для того, чтобы враг не пошел дальше. Уничтожаем его, чтобы не дать возможности реализовать свои преступные намерения и захватить всю область.
20 апреля была эвакуация из Мариуполя по гуманитарному коридору. Как все прошло?
Произошла под давлением международных организаций. Российская Федерация и так называемая ДНР пытаются пойти навстречу, как они это называют, и организовать вывоз людей из Азовстали и территории города. Из оговоренных 90 автобусов они дали несколько единиц. Им удалось доехать до Бердянска. Эвакуировали 79 человек. Сейчас решаем вопрос по эвакуации этих людей из Бердянска (на момент публикации они добрались до Запорожья. - Gazeta.ua). И не только их. Если будут массово доставлять в Бердянск, Васильевку или на блокпост, который граничит с временно неподконтрольной Украине территорией, готовы их забирать. Уже формируем эти колонны.
У людей нет фраз "пошли по своим домам", а есть "пошли в подвалы". Перемещаются от разрушенных укреплений к уцелевшим
Какая ситуация в городе сейчас?
Крайне сложная. Гуманитарную помощь раздают россияне там, где могут. У людей нет фраз "пошли по своим домам", но есть "пошли в подвалы". Перемещаются от разрушенных укреплений к уцелевшим. Группируются около центра. Уличные бои продолжаются. Пылают вражеские танки. Наши защитники продолжают их уничтожать.
Россияне собирают по улицам тела тысячи погибших мариупольцев. Даже выкапывают могилы. Люди были похоронены в домах, дворах, подворьях. Тела уничтожают либо в Мариуполе, либо вывозят и уничтожают за пределами города. Делают все, чтобы скрыть следы зверских убийств и преступлений против мирного населения.
Там появился мобильный Интернет в отдельных районах. Кто выходит на контакт?
У нас много списков, по которым работаем для эвакуации. Периодически контакты прозваниваем. Если выходят на связь, то сразу пытаемся сконтактировать.
Здесь есть привязка к мобильному оператору. Конечно, РФ будет пытаться поставить свои мобильные операторы или так называемую ДНР. Но если есть мобильный интернет, люди могут связываться. Данные проверяем.
Starlink – очень хорошая вещь. Но его минус в том, что излучает сигнал, который выявляют. Ракета бьет четко туда, откуда идет сигнал
А как же Starlink?
Starlink – очень хорошая вещь. Но его минус в том, что излучает сигнал, который выявляют. Ракета бьет четко туда, откуда идет сигнал. Это наш горький военный опыт. Если ставишь в 100-150 метрах от укрепления, то попадание идет туда. Эта платформа очень мощная для мирного времени. В условиях войны это следует учитывать.
Видим, в каком затруднительном положении оказались наши военные в Мариуполе, но они еще стараются помогать горожанам - пищей, водой и медикаментами. Однако эти ресурсы не безграничны.
Да. Конечно, командование Вооруженными силами и руководство государства общаются с защитниками Мариуполя. Были удачные попытки оказания им помощи. Конечно, не тот объем, который необходим. Вопрос деблокады сложный. И я понимаю, насколько тяжелая ситуация в городе. Пока наши защитники держатся. Боевой дух, несмотря ни на что, не падает. Он несокрушимый. Будут держаться, столько сколько необходимо. Знаю точно, что переговоры идут. Мое ощущение, что этот вопрос все же будет в ближайшие дни решен.
Командир полка "Азов" Денис Прокопенко обратился к мировым лидерам, чтобы спасли заблокированных горожан, которые страдают от бомбежек. Также командир 36-й отдельной бригады морской пехоты майор Сергей Волына написал письмо с такой же просьбой Папе Римскому. Эти обращения что-нибудь дают?
Увы нет. Сколько у нас было с ними переписки. Мы обращались и к Папе Римскому, к Международному Красному Кресту, Турции, Франции, Греции. Чтобы они помогли, способствовали, стали участниками этих эвакуационных мероприятий. Итог тот, который мы видим. Пока эвакуируем своими силами.
Когда пистолет или автомат приставляют к голове, то меняют риторику
На российском телевидении транслируют свидетельства "спасенных" из Мариуполя и в целом из Донецкой и Луганской областей. Они повторяют мантры российской пропаганды. Это те, кто были у нас поклонниками "русского мира" или жертвы пропаганды?
Это и жертвы пропаганды. И люди, находящиеся в плену. Когда пистолет или автомат приставляют к голове, то меняют риторику. Я с пониманием к этому отношусь. Но это не значит, что человек поменяет свои мысли. Есть и сторонники "русского мира". Но у меня в голове не укладывается, как человек, живший последние восемь лет в Мариуполе и видевший, как превратился Донецк с современного города в упаднический, может такое поддерживать. Там нет обстрелов. Идет разрушение, потому что в него не вкладывают средства. Нет никаких модернизаций.
В начале марта пропагандистские каналы пытались снять сюжет и жительница Мариуполя отвечает: "Зачем нас освобождать? Мы жили в развитом европейском городе". "Так вы нас обстреливали". "Да кто вас обстреливал? У меня родственники в Донецке живут. Я знаю, что там происходило и, как люди живут с 2014 года. Поэтому не надо наш город цветов освобождать от нас самих".
Пропаганда есть. И принудительная депортация из Мариуполя свидетельствует о том, что это не то, на что они рассчитывали. В частности, на территории Донецкой и Луганской областей. Людям есть с чем сравнить.
С того момента, когда возглавил область, знаю, кто что делал. Видел, сколько усилий потратили на то, чтобы наша Донецкая область быстро и эффективно развивалась. Сколько средств было вложено в самый большой город подконтрольной территории - Мариуполь, чтобы он был таким, каким его помним.
Россияне говорят, что готовятся к параду в Мариуполе 9 мая с бессмертным полком.
Это еще раз подтверждает, что орки больные. Ну, как можно готовиться? А об этом заявлять? Мариуполь полностью разрушен. А что с электроэнергией, коммунальными системами, водоснабжением? Они либо не понимают, либо не хотят признавать, что это город-призрак. Там возможно возрождение жизни только при украинской власти. Это наш город. Мы готовы отстаивать свое.
Им важно вывезти и расселить граждан Украины на территории большой и заброшенной России
Российские военные и боевики из так называемых республик пропускают украинцев через фильтрационные лагеря. Из свидетельств людей, которые их прошли, убивают и во время так называемой фильтрации.
Об убийствах подтвердить не могу. Лагеря работают. Там идет отбор людей и дальнейшее их движение в сторону Российской Федерации и оккупированной территории. Это машина РФ, которая черпает свой опыт из концентрационных лагерей СССР. Им важно вывезти и расселить граждан Украины на территории большой и заброшенной России. Почему они пошли по такому пути? У людей нет желания уезжать за территорию Украины. Даже в так называемые ЛДНР.
В соцсетях пишут, что к депортированным на территории так называемых ЛДНР есть негативное отношение. Их называют "нациками".
Это нужно общаться с нашими гражданами, которые вернутся из ада, куда их отправляют. По нашей информации, тем, коговывозимым дают справки, где ставят наименьший предельный срок, через который они могут вернуться в Украину. Для россиян главное – ассимилировать украинцев на территории РФ.
Есть ли информация о тех людях, которых вывозят в Россию? Якобы это очень отдаленные районы.
Есть подтверждение о вывезенных в Сибирь и на Дальний Восток. Логика их ясна – это будут районы депрессивные, неразвитые. Населённые пункты, в которых нужно увеличивать количество жителей на квадратный километр. Эта ссылка без каких-либо условий для жизни и без желания туда ехать. Вряд ли это сработает в РФ, потому что у украинцев есть любовь к свободе и демократии.
Комментарии