воскресенье, 12 августа 2012 10:13

"В оппозиционном списке - пять разных идеологий. Не знаю, что они вместе будут делать в парламенте"

"В оппозиционном списке - пять разных идеологий. Не знаю, что они вместе будут делать в парламенте"
Дмитрий Выдрин говорит, что власть рисковать не будет. Фото: svobodaslova.ictv.ua

После выборов в Украине произойдет определенная консервация ситуации. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказал директор Европейского института интеграции и развития, политолог Дмитрий Выдрин.

Как оцениваете предвыборную ситуацию в Украине? Какие шансы у власти и оппозиции?

- Есть официальные данные социологии, и я не могу давать какие-то другие интерпретации. Печатные и публикации в интернете говорят, что по партийному списку оппозиция и власть заведет примерно одинаково. Две трети мажоритарщиков будут от власти. Пока у меня нет оснований спорить с социологами. А каковы будут показатели за два месяца и три недели - это большой срок и для власти и для оппозиции. Многое может произойти и положительного и отрицательного. Однако тенденции ясны уже сейчас. Бывают чудеса в политике, но пока я не вижу оснований для чуда, которое радикально изменит ситуацию.

Чем отличается эта предвыборная кампания от предыдущей?

- В этой кампании уже нет случайных личностей - и к счастью и к сожалению. К счастью, потому что тогда идут люди, которые не знают, что такое политика и зачем им политика, а к сожалению, - потому что мы увидим небольшое количество новых лиц, которые могли сделать что-то новое. Создать новый дискурс, ввести новую идеологию, чтобы пропагандировать новую стратегию. К счастью - будет какая-то консервация ситуации, потому что не лучшее - не худшее в мире. А к несчастью - потому что не будет людей, с которыми я бы ассоциировал интеллектуальный прорыв. Я много писал, что Украина последние годы является территорией второстепенных смыслов, на второстепенных смыслах можно построить более-менее неплохой уровень жизни. Но на них нельзя построить хорошее качество жизни. А уровень и качество жизни - это разные вещи. Качество - это и культура, и прорывы в науке, литературе, искусстве. Поэтому пока я не вижу оснований для каких-то глобальных прогнозов, но и не вижу оснований для феерических прогнозов. Не будет ни отрицательного чуда, ни положительного, к сожалению.


Как вы оцениваете массовый поход в политику звезд?

- Я писал, что когда-то у меня в прошлом мэр Киева украл огромную знаковую вещь - это космос. Потому что раньше космос ассоциировался у меня с братьями Стругацкими, с фантастикой, с мечтами, а затем космос стал ассоциироваться с плохими дорогами, с коррупцией в Киеве. Сейчас появились люди, которые понемногу воруют у меня другие ассоциации. Ушли великие спортсмены и сейчас мне кажется, что я не буду смотреть футбол или бокс. Потому будут возникать ассоциации - это люди с какой партии, по которому округу они могут пойти и какой рейтинг они будут иметь. Хотел бы, чтобы спортсмены у меня ассоциировались с олимпийскими медалями, желательно золотыми. Хотелось бы, чтобы это ассоциировалось с мечтами о том, что украинские дети будут чемпионами мира, Европы. А будет - с партийными списками, округами. То же самое касается и драматургов и писателей. Писатели могли бы внести огромный вклад в политику, но как люди, которые создают для политиков планку мечты и фантазии, но не те, которые будут работать кнопкодавами. В парламенте были два писателя которые работали исключительно кнопкодавами. За последние две каденции они не написали ни одной книги. Хотелось бы, чтобы писатели писали книги для политиков, а не работали рядом с политиками, как их суфлеры, или помощники.

Было много претензий в списки как власти так и оппозиции. По Вашему мнению, есть в них что-то новое?

- Нового нет. Есть только разные претензий. Власти можно предъявить претензии, что это традиционный список и там люди, которые преданы и проявили себя в прошлой каденции, или люди, которые имеют личные отношения с лидерами. По крайней мере, это люди из одного кластера - работают в сфере капиталистических отношений. Они говорят: мы это те, кто работает работодателями, раньше работали в бизнесе и создали новую капиталистическую систему Украины. Поэтому наша идеология ясна - это идеология капитализма.
У оппозиции список более пестрый - первая пятерка, это пять разных идеологий. Первый номер - это идеология авторитаризма, а не классического буржуазизма, или капитализма. Второй номер - это идеология либерализма, третий номер - это идеология теократизма, четвертый - консерватизма, а пятый - идеология неосоциализма. Я не знаю, что эти люди будут вместе делать в парламенте. Поэтому до парламента эта оппозиция будет называться Объединенной, а после парламента - разобщенной. Потому, что  идеологические различия обязательно разбросают этих людей по разным углам.

Есть мнение, что оппозиция уже проиграла мажоритарку. Сможет ли она наконец согласовать своих кандидатов и поддержать наиболее уважаемых людей в округах?

- Социологи рассчитали, что две трети по мажоритарке возьмет власть. Я могу выйти на улицу и принять нового человека, но я не уверен, что этот человек будет представлять какие-то мысли. Нужны не новые люди, а новые идеи. А люди являются носителями этих идей. Можно взять для девайса дворника дядю Васю, он в политике новый человек. С ним неплохо выпить немного самогона, поговорить о политике, но я не уверен, что он был бы уместен в украинской политике. Для меня новые люди это те, кто предлагает новую концепцию развития, например регрессивных регионов. Почему этим занимаются гарвардские исследователи и не занимаются наши? Я читал неплохие программы о реформировании ЖКХ у двух кандидатов, почему я сейчас не могу назвать 22 человек? Я хотел бы, чтобы таких были сотни.

То есть в оппозиции сейчас просто нет таких людей?

- Может нет, а может они себя еще не проявили. Я таких людей пока не вижу. Хотелось бы, чтобы фамилии таких людей постоянно сами упоминались.

Вы говорили о расколе в оппозиции после выборов. Возможно ли что-то подобное во власти? Есть недовольные своими местами в списках, люди идут самовыдвиженцами на округа.

- Вы много можете людей назвать, которые из власти перешли в оппозицию? Но я могу назвать 100 или 200 человек которые с их оппонентов перешли в другие партии или списки. То есть если люди не перебегали, когда были в оппозиции, тогда почему им перебегать, когда они при власти? Зная людей и их желание быть рядом с властью, я не думаю, что такое возможно.

Если выборы пройдут с многочисленными нарушениями, возможно признание их неконституционными?

- Если такое произойдет, то люди будут на улицах, непризнание со стороны европейских институтов. Но власть не камикадзе, она не имеет суицидальных наклонностей. Когда у них все так хорошо выглядит в личной и общественной жизни, зачем им совершать самоубийство? У них есть неплохие шансы набрать вместе с союзниками 260 голосов, зачем им рисковать этим результатом? Сейчас закупают камеры, жульничать под камерами намного сложнее, тем более пригласили из Европы 2,5 тысячи наблюдателей, которые могут схватить за руку. Власть рисковать не будет.

Сейчас вы читаете новость «"В оппозиционном списке - пять разных идеологий. Не знаю, что они вместе будут делать в парламенте"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

163

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі