Уже почти два года экс-министр экономики Богдан Данилишин живет в Чехии. Там он получил политическое убежище, когда против него в Украине возбудили уголовное дело за нанесение государству ущерба.
О жизни за границей он рассказал Gazeta.ua.
- Все обвинения, что мне предъявляют, просто политически мотивированные. По сравнению с нынешними дельцами и нашими "попередникамы", которые являются одними и теми же - меня смело можно отнести к лику "святых".
Генеральная прокуратура обвиняет вас в нанесении ущерба государству. Почему?
- Я никому ущерба не наносил, потому что Минэкономики никому деньги не перечисляло. Деньги перечисляли заказчики, а вот против них никто дела не возбуждал. Минэкономики согласовало процедуру закупок. Какие могут быть убытки по строительству паркинга в Борисполе, если после моей отставки правительство Азарова подтвердило правомерность его строительства той же компанией. Однако при тех же средствах количество паркомест уменьшили на 1000! Так же и по Минобороны. Я торги не объявлял. Они два раза не происходили. Минобороны обратилось по согласованию в Минэкономики о закупке горюче-смазочных материалов, так должны были состояться учения с войсками НАТО. Поэтому эти 2 млн грн, которые были обнаружены как превышение цены - надо спрашивать у Минобороны, цены были зарегистрированы в установленном порядке. Но потребность была в том, чтобы посадить в тюрьму людей близких к Юлии Тимошенко и обязательно академика, которого оклеветали. Я был активным политиком. За 2 года у меня было более 50 выступлений по телевидению, почти 150 статей в ведущих изданиях. Поэтому и взялись за меня.
Почему для политического убежища выбрали Прагу?
- После встречи с представителями правоохранительных органов 18 октября 2010 в Посольстве Украины в Праге, фактически сдали меня чешской полиции, у меня не было другого выбора. Тогда в Украине сложилась ситуация, когда любые демократические нормы развития перестали быть реальностью. Единственным путем спасения от преследований и физического уничтожения была просьба о предоставлении политического убежища в стране пребывания - то есть в Чехии. Сегодня эта страна является одной из наиболее дружественных для Украины. Именно чехи после поражения национальной революции 1917 -1920 годов приютили у себя большое количество украинцев, в частности, известных политиков, ученых, писателей. С Чехией Украина не имела особых территориальных и национальных споров, как с Польшей. И сейчас этой стране вновь суждено выступить гарантом демократических свобод в Украине. Чехия от имени Европы дала нам первый знак: движение российско-белорусским путем не простят.
Чем Чехия отличается от Украины? Что Украина могла бы позаимствовать?
- Чехия чем-то напоминает Украину, особенно, когда углубляешься в ее природу. За годы постсоциалистического развития - это уже совсем другая страна. Однако мы близки как в языковой среде, так и по формам мировосприятия. Чехия во все времена способствовала нашей диаспоре. Волна первой послереволюционной эмиграции сделала эту страну одним из очагов культурной и политической жизни украинцев в изгнании. Благодаря чешскому правительству в 1920-1930-х годах в Чехословакии существовали Украинский свободный университет в Праге, Украинская хозяйственная академия в Подебрадах, Студия пластического искусства, Педагогический университет имени Драгоманова с четырьмя факультетами.
Сейчас Чехия снова показывает пример соблюдения демократических стандартов. Ответственное решение чешской стороны, в любом случае, уже стало историческим прецедентом. После случая со мной - так называемого "казуса Данилишина", как его окрестила пресса, у власти было два пути: опомниться и, как минимум, смягчить откровенно однобокую и реваншистскую политику в отношении оппозиции или развернуть нашу геополитику окончательно на Восток, сохранив при этом с ЕС формально дружеские, но холодные отношения. Последняя дорога максимально выгодна России и пророссийскому лобби в Украине. При этом обратного пути уже нет. Украине дан четкий сигнал, и мяч переброшен на наше поле.
Что чехи знают об Украине? Какой страной мы являемся в их глазах? Что говорят о нашей действующей власти?
- Многие в доме, где я живу, знают меня, часто пражане здороваются со мной на улице. Чешское телевидение почти каждый день показывает сюжеты об Украине, время от времени с моими комментариями, или рассказами об украинцах. Чехи хорошие и приветливые люди. Кстати - в Чешской Республике проживает почти 200 тысяч украинцев, в том числе в Праге - около 50 тыс. Возможно поэтому они очень интересуются Украиной как государством. Каждый день на страницах местных газет появляются сообщения о событиях в Украине. К сожалению, они пока посвященные политическим событиям - притеснениям демократии, преследованию оппозиции и т.п.. Но есть заинтересованность нашей культурой, историей, стремление развивать научные и торгово-экономические контакты.
Любую страну в мире воспринимают через поступки людей, порой из-за действий властей. Поэтому мы стремимся показать наше государство как страну с богатой историей и культурой, страну экономических возможностей. Ведь государство - вечное, а власть - быстротечна.
Есть ли ностальгия за работой во власти?
- В Украине дискредитировано само понятие власти и потерянное доверия к ней. Так произошло сращивание власти и олигархократии.
Впрочем настоящая работа во власти - это очень ответственная задача. Я был министром экономики дольше всего за историю независимой Украины. Именно в этот период Украина стала членом ВТО, начала переговоры о зоне свободной торговли с ЕС. Тогда же был создан Совет по вопросам торговли и инвестиций "Украина-США", совет по вопросам сотрудничества с Японией "Кейданрен" и многое другое. А вот падение ВВП - не вина тогдашнего правительства. Все потому, что украинская экономика полностью зависела от экспорта. Наше правительство не допустило разрушения экономики в условиях мирового кризиса, а это заслуживает высокой оценки.
Под вашим руководством разрабатывались Общегосударственная программа развития малых городов Украины, Концепция государственной региональной политики и прочее. В каком состоянии сейчас украинская экономика?
- Ситуация в Украине - сложная как в политическом, так и в чисто экономическом плане. Я был одним из тех, кто приветствовал проведение экономических реформ. Реформы нынешней Украины - отдельная тема. Ведь экономика была и остается нереформированной. Она и в сейчас зависит от внешнего рынка. Цены на продукцию металлургии вверх - повышается и ВВП, цены вниз - туда же и ВВП.
Кроме того украинцы снова влезают в долговые обязательства, теперь уже перед Китаем. Это решение, которое в будущем может вызвать гуманитарную катастрофу из-за большого количества китайцев, которые могут прибыть в Украину.
В каких же реформ нуждается Украина?
- Я с тревогой наблюдаю за тем, что происходит в Украине как в экономической ее жизни, так и политической. Существуют достаточно негативные тенденции, связанные с неблагоприятными внешними воздействиями, так и с просчетами во внутренней экономической политике. Происходит ускорение миграции капитала, становится более угрожающей проблема глобальных дефицитов для высокоразвитых стран. Экономика Китая работает на склад - признаки перепроизводства усиливает перегретый рынок ипотеки. Из-за долгового кризиса в Греции и других странах ухудшается экономическая ситуация в еврозоне. Практически ни одна из причин текущего кризиса не была устранена, более того, к ним добавился ряд новых. Чувствуется замедление роста мировой экономики. Внутренние - еще более противоречивы. В Украине прослеживается негативный тренд по тенденции снижения объемов производства и усиление дефляционных процессов. По итогам года можно ожидать роста ВВП до 2%. Кстати, в 2008 году мы имели рост ВВП 2.3%, хотя тогда влияние мирового финансового кризиса было значительно жестче и такой мощной властной вертикали как сейчас не было. В этой связи основные усилия государства должны быть направлены на отрасли, обслуживающие внутренний потребительский спрос.
Бизнес и общество не доверяют власти. Нужен общий общественный консенсус - чистый лист - полная легализация всех доходов и движение вперед. Нужно общественное доверие - круглый стол - власти, оппозиции - представителей гражданского общества. В настоящее время требуется кардинальная коррекция в экономической политике государства. К сожалению, в современной властной команде ее как разрабатывать так и воплощать в жизнь некому. Также разработать реальную программу. Поэтому их и отменили. Я не знаю, почему президент допустил отмену разработки программ развития. Он всегда был сторонником программного принципа.
Целесообразно, в первую очередь, ликвидировать ряд основных экономических и структурных диспропорций, которые накапливались в украинской экономике еще до начала мирового финансового кризиса и остались нерешенными. Первая - экспортноориентированная низкотехнологичная модель развития экономики. Хотя в период мирового кризиса и произошли незначительные корректировки в структуре промышленности, однако эти изменения были вызваны только действием сокращения внешнего спроса. Вторая системная проблема - высокий уровень нагрузки социальных выплат на экономику страны. Бесспорно, уровень жизни населения Украины нельзя сегодня сравнить с тем, который существует в развитых странах. Однако продолжение тенденции увеличения удельного веса оплаты труда при сокращении доли валовой прибыли не только исказит основные макроэкономические пропорции, а также окончательно разбалансирует систему государственных финансов и экономики в целом. Третья системная проблема - критическое состояние основных производственных средств. На этих направлениях нужно сегодня концентрировать основные усилия власти.
Вы заявили, что будете баллотироваться на президентских выборах в 2015 году. Как вы это сделаете, для этого же нужно вернуться? Вы рассчитываете на то, что власть снимет с вас обвинения, или, что на этих выборах победит оппозиция?
- Я бы вернулся хоть сегодня. Но куда? Я честно всегда работал на государство. Сегодняшняя Украина - разделенная, возмущенная, олигархизированная полностью. Это уже другая страна, не та, которую я оставил в 2010 году.
Хочется всем пожелать больше толерантности и последовательности в действиях. Мне, как стороннему наблюдателю, видно, что народ уже сыт по горло нынешними политиками и партиями. Следует кардинально изменить политическую элиту. В новый парламент должно прийти до 70% новых лиц. Тогда можно думать о другой Украине.
Комментарии
36