суббота, 14 февраля 2015 15:34

Мы получили возможность остановить войну

Мы получили возможность остановить войну
Алексей Гарань Фото: svetiteni.com.ua

Профессор политологии Киево-Могилянськох академии Алексей Гарань считает, что на переговорах в Минске о захваченных боевиками территорий Донбасса Украине удалось достичь большего. Об этом он заявил в интервью Gazeta.ua

 Какие позитивы несут Украине подписанные в Минске новые договоренности?

 - Давайте вспомним план Путина, который он предлагал ранее нам и нашим западным партнерам. Он предусматривал создание автономных республик в географических границах Донецкой и Луганской областей, отвод Вооруженных сил за пределы этих анклавов. Также Кремль требовал федерализации Украины с изменением Конституции. Воплощение такого плана означало бы создание балласта в виде этих республик, ограничение Киева во внешней и внутренней политике. То, о чем договорились сейчас, лишь повторяет договоренности, принятые ранее. Но есть более четкая фиксация того, что и как будет делаться.

 В итоговом протоколе фактически зафиксировано реальное положение вещей: мы не контролируем часть территорий Луганщины и Донетчины. Но это только треть Донбасса. К тому же, в тексте нет никаких упоминаний о ДНР и ЛНР. Речь идет лишь об "отдельных районах". Мы ничего не потеряли, зато получили возможность остановить войну, остановить Путина. Итак, его план потерпел крах.

 Что нас ждет дальше?

 - Понятно, что Россия будет стремиться саботировать выполнение Минских договоренностей на каждом шагу. Но существует давление международного сообщества. Мы увидели это и по Минску. Сначала состоялись трехсторонние консультации Меркель и Олланда с Порошенко, а затем к этому процессу присоединился Путин. И в целом можно говорить, что существовала общая позиция Украины, Евросоюза и США.

 Сейчас принципиально важно прекращении огня. Это означает, что мы сможем сконцентрироваться на решение проблем 90 процентов территории Украины. То есть, можем проводить экономические, социальные и правовые реформы. Международный валютный фонд уже готов нам видиоиты 17 миллиардов долларов на 4 года. А в целом речь идет о финансовой помощи Запада в размере 40 миллиардов. Это фактически тот "план Маршалла", которого Киев когда-то просил.

 Также важно, что в протоколе записано о выводе иностранных формирований и наемников, отвода вооружений и установление контроля Украины над границей с Россией.

 Какие имеем риски от подписанных соглашений?

 - Раньше в соответствии с Минскими договоренностям Верховная Рада приняла закон об особом порядке местного самоуправления на захваченных территориях Донбасса. Теперь по этому документу мы должны провести местные выборы. И хотя они пройдут в соответствии с украинским законодательством, но у нас нет иллюзий относительно того, кто в них победит. Это будут представители боевиков. Однако если из этих регионов будут выведены казаки, чеченцы, русские "отпускники", буде установлен наш контроль над границей, их позиции существенно ослабятся. Тем более, что о ДНР и ЛНР речь не идет.

 Все неприятные моменты - это часть большого компромисса, достигнутого на переговорах. Нам удалось достичь большего. Теперь главное - заставить другую сторону выполнять Минские договоренности.

 Россия и сепаратисты до этого не выполняли ранее принятых договоренностей. Где гарантия, что теперь будут выполнять?

 - Стопроцентных гарантий от диктатора Путина никто не даст. Но он сейчас взял непосредственное участие в переговорах. Иначе говоря, взял на себя ответственность в присутствии европейских лидеров. То есть, теперь не может "съехать с темы". Во-вторых, действуют механизмы дальнейшего давления Запада на Россию. Недавно принято решение об усилении санкций. Их запуск отложили до 16 февраля. Перемирие должно начаться с 15-го. Это означает, что у Путина есть выбор: либо соглашение о прекращении огня начинает действовать, или будут дополнительные санкции.

 Для нас принципиально важно сорвать разрастание этой раковой опухоли и начать делать то, от чего Кремль нас постоянно пытается отвлечь, - экономическое восстановление страны. Сейчас такая возможность есть. И под это идет финансирование.

 Вызывает тревогу то, что восстановление контроля над границей отодвинуто до конца года. То есть, все это время Россия может завозить вооружение для сепаратистов, вводить "гуманитарные" конвои и т.д.?

 - Может. А разве до этого не могла? Минские договоренности - это дорожная карта, она наметила контуры, в рамках которых мы можем действовать. И что-то будет меняться. Так, как раньше, Россия не сможет откровенно завозить оружие. Однако это не значит, что все изменится очень быстро. Я думаю, что Путин еще долго будет нам мотать нервы и пить кровь из наших людей. Но у нас нет военной мощи, чтобы освободить Донецк и Луганск. Поэтому надо постепенно начинать процесс восстановления контроля над оккупированными территориями и границей и мириться с неприятными вещами, которые будут сопровождать этот процесс. Например с тем, что будут легимитизовани лидеры боевиков. Мы вынуждены согласиться на эти минусы, чтобы выиграть в целом.

Сейчас вы читаете новость «Мы получили возможность остановить войну». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі