среда, 11 января 2012 10:51

Эксперты: "Образовательная реформа Табачника - худшее, что можно было придумать"

Эксперты: "Образовательная реформа Табачника - худшее, что можно было придумать"

Эксперты считают законопроект "О высшем образовании", поданный Кабмином, худшим из трех зарегистрированных в парламенте

Вчера недовольные предстоящими образовательными реформами украинские студенты в очередной раз пришли проявить свой протест под стены Верховной Рады с лозунгами "Образование - не товар, универ - не базар!" и "Имеем право на протест". Так больше полусотни спудеев высказывали свое возмущение по поводу намерений МОНмолодежьспорта добиться в парламенте принятие законопроекта, который уже больше года шокирует студенческую общественность своими довольно "оригинальными" и самобытными пунктами по реформированию системы высшего образования.

"Проект Табачника можно назвать однозначно худшим, который только можно было придумать. Мы и дальше будем организовывать массовые протесты с требованием отозвать его. Изменения в сферу образования надо вносить с учетом мнения всех студентов, а не за счет непонятно каким образом организованных социальных опросов и потайных круглых столов", - отмечает эксперт по вопросам защиты прав человека, заместитель председателя ВМОО "Фонд Региональных Инициатив" Михаил Каменев.
Напомним, идеологами кричащего документа № 9655, который формально позиционируется как проект от Кабинета Министров, является министр образования и науки Дмитрий Табачник и депутат от Партии регионов Максим Луцкий. Предложенный правительством проект заботится не столько о модернизации образования, улучшении прав и возможностей студентов, сколько об усилении собственного административного контроля над сетью вузов и увеличении влияния профильного министерства в сфере образования. В кабминовском варианте изменения образовательной области насчитывается около 50 полномочий для КМУ и более 100 прямых полномочий для Министерства образования и науки в области управления образованием. В случае его принятия министерство получит на 29 полномочий больше, чем предусмотрено действующим, "дореформенным", законодательством. По сути, испугавшись сужения собственных полномочий в связи с образовательной реформой, Кабмин, руководствуясь бюрократическим рефлексом, отреагировал попыткой их увеличить.

Кроме того, законопроект полностью ограничивает университетскую автономию и студенческое самоуправление, а главное - позволяет увеличивать плату за обучение в любой момент процесса обучения. Очевидно, что понятие "автономии вузов" чиновники просто не понимают или не желают понимать, поскольку в их версии оно является "совокупностью предусмотренных настоящим Законом прав и обязанностей высшего учебного заведения". При этом список обязанностей, как оказывается, не является исчерпывающим: министерство оставляет за собой возможность их увеличивать через собственную нормативно-правовую деятельность.

Не услышанная альтернатива

Что есть особо интересным: несмотря на то, что в парламенте также зарегистрированы два альтернативных законопроекта, именно документ Табачника-Луцкого пока считается наиболее проходным. Например, законопроект народного депутата, представителя Президента Украины в Верховной Раде, члена фракции Партии регионов Юрия Мирошниченко, по мнению экспертов и представителей общественных организаций, является наиболее взвешенным и демократическим для студентов и преподавателей. Так, утверждают специалисты, ряд предложенных "регионалом" новаций позволяет сдвинуть с места давний застой в образовательной сфере.

В частности, определение "академической автономии" в тексте законопроекта полностью воспроизводит положения Лимской декларации 1988 года. Под ней подразумеваются не абстрактные права и обязанности, а "независимость от государства и других общественных сил в принятии решений относительно внутреннего управления, финансов, администрации, устанавливать собственную линию поведения в сфере образования, научно-исследовательской работы, преподавания и других связанных с этим видам деятельности". Речь идет прежде всего о праве вузов выдавать собственные дипломы, а не дипломы государственного образца (ст. 44), а также исключительное право определять условия конкурса для поступления на бакалавриат по государственному заказу (ст. 39), самостоятельно определять условия и порядок поступления в вузы для получения академических степеней младшего специалиста, магистра и доктора философии и для получения лицами высшего образования по средствам физических и юридических лиц.

Также законопроект Юрия Мирошниченко предлагает ввести бессрочную лицензию, позволяющую избежать волокиты и коррупционных позывов процедуры перелицензирования. Кроме того, в документе не указан лицензионный объем, что, очевидно, приятно удивит те вузы, которые предоставляют качественные образовательные услуги и способны к быстрому увеличению количества студентов. "По существу, каждый из предложенных законопроектов не идеален и имеет немало недостатков. Однако нельзя поспорить с тем, что проект Табачника-Луцкого является худшим и самым трудным, поскольку с его авторами даже невозможно выйти на уровень дискуссии и обсуждения его положений. В проекте Табачника нас возмущают несколько негативных моментов, которые в других законопроектах более или менее либерализируются.

В частности, проблема с контрактниками в законе от Табачника остается "черной дырой". Спектр решения этого вопроса состоит в том, что министр образования предлагает повышать плату за обучение в течении действия договора. Зато в проекте Юрия Мирошниченко этот вопрос решается условно компромисно: увеличивать плату за контракт вузы будут лишь в случае резкой инфляции в стране. Также лишь в проекте Табачника предлагается к ЗНО прибавить еще и экзамены, то есть оставить те же взятки, да еще и муки на тестах, которые уже, собственно, будут ненужны при наличии экзаменов, ведь их можно будет легко купить. Проблема автономии в документе Табачника и компании вообще обходится стороной и остается размытой. Худшим проект Табачника является и потому, что он предлагает поднять размер стипендий до уровня прожиточного минимума, но при этом не предусматривается выделение дополнительных средств в бюджете. При таком раскладе студенты, которые будут иметь хотя бы одну тройку, вообще не будут получать в дальнейшем стипендий. Поэтому наиболее компромиссным является законопроект Юрия Мирошниченко", - объясняет мнение недовольных студентов и ряда общественных организаций Председатель Совета Старейшин Всеукраинской молодежной организации "Фонд Региональных Инициатив"(ФРИ), сокоординатор кампаний общественного лоббирования по защите прав молодежи Михаил Лебедь.

Впрочем какой будет реакция народных избранников и какой из документов одобрят депутаты покажет время. Как и то, поддержат ли государственные мужи альтернативный и качественно лучший документ о реформировании отрасли образования, вместо того, чтобы и дальше проталкивать одиозный правительственный законопроект, тем самым подогревая недовольство общества.

Сейчас вы читаете новость «Эксперты: "Образовательная реформа Табачника - худшее, что можно было придумать"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

14

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі