- Уровень доверия парламенту - где-то 1 процент. Поэтому баллотироваться по спискам - нечестно, - говорит нардеп -"нунсовец" Кирилл Куликов, 42 года. Он - выдвиженец по мажоритарному округу №212 в Дарницком районе Киева от партии "Удар". - Нечестно, когда лидеры оппозиции идут во главе списка. Пусть они идут по округам. Тот же Яценюк, Гриценко. Они выиграют. Зачем прятаться в списке?
С Кириллом Борисовичем встречаемся в его офисе на Подоле. Здесь несколько комнат, в которых сидят его помощники, и кухня. В кабинете Куликова - портреты актрисы и кумира 1950-х Одри Хэпберн. Подушка на диване тоже с ее фото.
Какую Верховную Раду увидим после 28 октября?
- Баланс власть-оппозиция не изменится. К сожалению, опыт показывает, что 90 процентов мажоритарщиков - пропрезидентские люди. Трудно быть одному. У власти есть очень большое влияние на одиночек. Я ходил по этому парламенту один, и все меня обвиняли, что я - "тушка". Виктор Балога предложил сотрудничать с "Единым центром", когда возглавлял Секретариат президента. Но тогда еще существовала "Народная самооборона". Я отказался. А в результате большинство "Самообороны" побежали к "регионалам". Балога тогда уже не занимал никаких должностей, и я пошел к нему с тремя условиями моего вступления в "Единый центр". Первое: политик его уровня не может соглашаться на должность министра по чрезвычайным ситуациям. Он ответил: "Ты что, брат, конечно же, не пойду!". Второе: предложил поддержать мои подходы относительно референдума в Киеве. Третье: я сказал, что стану спикером от группы "Единый центр". Балога поддержал. После этого меня перестали пускать на эфиры. А киевское отделение партии в первый же день выразило мне недоверие. Балога с точки зрения политической - чудо. Такого хитрого я еще не видел.
Виктор Балога заявил, что уже не хочет быть министром по чрезвычайным ситуациям, а его место в парламенте. Что принесут в Верховную Раду такие депутаты-мажоритарщики, как он?
- С ними никогда не будет скучно. Хотя балансы во власти к выборам еще изменятся. Там очень много групп влияния и между ними идет противостояние. Я не понимаю Януковича. Зачем ему все это "Межгорье", вертолеты, унитазы, 15 охранников? У него же звериная чуйка. Он такое прошел, что немногие проходили - дважды сидел, вышел, пробился во власть, проиграл президентские выборы, но потом выиграл. Раньше Янукович действовал, как Кучма - балансировал. Теперь такого нет. Как его загнали в этот тупик с Тимошенко? Что тебе сделал Юра Луценко? Выпусти и говори всем: "У меня правосудие. Суд принял решение". И воюй дальше. А здесь раз - и все упало.
Как оцениваете список Объединенной оппозиции?
- Я три года не разговаривал с Олесем Донием, у нас личные противоречия. Но после того, как его не взяли в список, я ему позвонил и сказал, что протягиваю руку. Так же позвонил Тарасу Стецькиву. Я работаю в комитете с таким божьим человеком, как Антонина Болюра. Она только услышит имя Тимошенко, уже начинает плакать. Как ее можно было отодвинуть на непроходное место и взять какую-то Донец? Видим, что верных Тимошенко людей выбросили. Она фактически потеряла влияние на свою политическую силу.
В противовес вам оппозиция говорит, что не объединились с "Ударом", потому что Кличко понабирал непонятных людей, криминальных авторитетов.
- Когда Чічоліна (итальянская порноактриса, которая пошла в политику. - "ГПУ") начинает говорить о целомудрии, то это смешно. Кличко сделал очень правильно, что взял в список своих депутатов из Киевсовета. Это тот скелет, который всегда будет с ним и не предаст. И он их не бросит.
В Объединенной оппозиции не так?
- Ну а где Шкиль? Где Грымчак? Где Шаго? Игорь Черкасский? Чепинога? Перечень списанных как мусор бойцов длинный.
Почему не вступаете в "Удар"?
- Навступался уже.
Не маловато ли у Кличко политического опыта?
- В свое время единственной претензией ко мне, когда шел на должность руководителя Интерпола, было то, что я не работал в милиции. Это сказал мне тогдашний секретарь Совета нацбезопасности и обороны Петр Порошенко. Я спросил у него: "Это хорошо или плохо?". То же и с Кличко. В политику надо вливать свежую кровь.
Берет трубку и просит принести еще одну чашку чая.
Кто из людей, которых называют "совестью нации", должен был бы идти в Верховную Раду?
- Виктор Мусияка. Он писал Конституцию. Такие там действительно нужны. Есть правозащитник Евгений Захаров, который должен был стать Уполномоченным по правам человека. И где он сейчас? Почему о нем никто не вспоминает?
А Игорь Юхновский, Левко Лукьяненко, Мирослав Попович?
- Это другая генерация. Они уже стоят над нацией. Трудно представить интеллектуала Мирослава Поповича в одном зале с автогонщиком Лукьяновым (выложил в интернет фото, где на спидометре его машины - 240 км/час. - "ГПУ").
Чего ожидать дальше?
- Все в руках Януковича. Вспоминаю, как я стоял около афганцев, когда они штурмовали парламент, и говорил не делать этого. Если бы тогда "Беркут" предпринял шаг вперед, была бы мясорубка. С другой стороны, я видел ситуацию около Украинского дома после голосования в первом чтении языкового закона. Там было не совсем противостояние, а картинка.
Если мы, оппозиция, хотим изменений в стране мирным путем, надо делать это через Конституционную ассамблею. Если против вхождения в ее состав, должны одевать камуфляж и идти на войну.
Вы готовы взять на себя ответственность за людей, которых поведете, и за кровь, которая может пролиться?
- Если это будет, я сам пойду, потому что я воин. Разрешить эту ситуацию мирным путем можно будет после выборов - где-то в течение месяца. Иначе сметут и власть, и оппозицию. Хорошей войны не бывает. Мне понравилось, что Майдан был добрым-добрым. Такого уже не будет.
Это приведет к еще большему упадку страны?
- С экономической точки зрения дальше падать уже некуда. Это только у Азарова каждый день все улучшается, увеличивается и растет. А во всем мире есть ощущение стагнации. Куда девать украинскую продукцию? Чем платить проценты по кредитам? Если нет экономики - нет ни языка, ни государства, ни герба.
Что надо сделать?
- Должны изменить приоритеты развития страны. Правительство не должно работать на несуществующие отрасли - в частности на металлургию. То, что связано с прошлым веком, не дает нужной отдачи. В то же время у нас очень хорошая инфраструктура. Евро- 2012 это доказало. У нас много программистов, которые, не выезжая из Украины, работают на иностранные компании и получают по 3 тысячи долларов зарплаты.
Надо дать возможность развиваться малому и среднему бизнесу. Они вообще должны не платить налоги пять лет. Оказывать государственную поддержку тем, кто создал минимум сто рабочих мест, и тем, кто начинает новый бизнес.
Куликов выходит на улицу. Садится в "мерседес" и уезжает. Говорит, в округ. Нас провожает его пресс-секретарша.
- Вот здесь его ежедневно ожидают бабушки, - показывает на несколько скамеек. - Он приходит, всех забирает и ведет в кабинет. На каждое обращение отвечает.
Два года руководил Интерполом
Кирилл Куликов родился в Киеве. По специальности - военный журналист. Работал референтом-переводчиком в "Укринбанка", помощником-консультантом одного из народных депутатов, был слушателем Национальной академии внутренних дел Украины, учился в столичном университете им. Тараса Шевченко по специальности "международные экономические отношения". С 2005-го по 2007-й возглавлял Интерпол в Украине. Потом был избран народным депутатом по списку блока "Наша Украина - Народная самооборона" под №57.
Женат. Воспитывает сыновей Артема и Никиту. Три года назад семья купила дачу в селе Шпитьки в 29 км от Киева.
- У меня на даче есть три прекрасных картины - "Ходоки у Ленина", "Первые коммунисты на селе" и "Расстрел большевиков". Купил их на антикварном базаре. За все заплатил 700 гривен. Повешу в предвыборном штабе.
1
миллион гривен собирается потратить на избирательную кампанию Кирилл Куликов. 28 тысяч гривен уже пошло на биг-борды.
Комментарии
96