среда, 29 апреля 2009 17:05

"Тимошенко экономику не чувствует, потому что никогда не была бизнесменом."

Автор: фото: Андрей ЕЛОВИКОВ
  Бывший лидер Социал-националистической партии Украины Ярослав Андрушкив считает единственным минусом экс-президента Леонида Кучмы посредственный патриотизм
Бывший лидер Социал-националистической партии Украины Ярослав Андрушкив считает единственным минусом экс-президента Леонида Кучмы посредственный патриотизм

"Нужно понимать психологию Тимошенко. Даже если она уступает, то действует по-ленински: шаг назад, чтобы потом сделать два вперед. И Янукович это понимает. Он видит, что ему отводится роль того, кого должны "кинуть". И пытается этого избежать", — рассуждает бывший врач-психиатр Ярослав Андрушкив, 56 лет. Речь идет о нынешнем этапе переговоров по внесению изменений в Конституцию между премьером Юлией Тимошенко и лидером Партии регионов Виктором Януковичем.

В 1990-х он возглавлял ультраправую Социал-национальную партию Украины. Затем она стала Всеукраинским объединением "Свобода" под руководством Олега Тягнибока. Теперь Андрушкив наблюдает за политикой со стороны.

— В криминальном мире есть понятие "повесить фонарь". То есть отвлечь внимание от главного, — проводит он аналогию. — Политические лидеры постоянно отвлекают людей от реальных насущных проблем. То они говорят об открытых избирательных списках, то о закрытых, то об изменении Конституции... И этим лишь отвлекают внимание. А суть в одном: смогут ли простые граждане влиять на распределение государственных денег или нет? Иначе говоря — можно ли дальше красть?

Вместе с бывшим лидером украинских правых идем в кафе "Дабл Кофи" на пл. Контрактовой в столице. Он заказывает черный чай. Говорит, что сейчас занимается бизнесом. О своих бывших партийных соратниках говорить отказывается. Отмечает только, что не удивился их успеху на Тернопольщине. Коренной галичанин, он недавно впервые побывал на Луганщине.

— Я понял, почему Киев включился во время оранжевой революции вместе с Галичиной. Они цивилизационо ближе. Здесь люди ведут себя по-европейски: есть чувство достоинства, у каждого свое поле, на которое мы друг к другу не лезем. А на Донбассе люди проще, более грубые в отношениях.

Что говорят о политиках?

— Не воспринимают тех, которые не из Донбасса. Хотя и очень разочаровались в Януковиче. Но будут голосовать за него, потому что нет альтернативы. Так же Галичина голосовала за Кучму в 1999-ом.

Как с дистанции в пять лет оцениваете период его президентства?

— Положительно. При нем была стабильность, необходимая в тот период для существования государства. Кучма был директором завода, а тогда фактически стал директором Украины, хотя назывался президентом. Министры для него были начальниками цехов: вызвать, " вжарить"... Если бы он был более патриотически настроен, то лучшего президента не надо было бы искать на тот период. Его минус был в посредственном патриотизме. Ющенко — больший патриот. Он более слабый организатор, но хороший банкир и всегда хорошо чувствовал экономику. Может подсказать, на какую кнопку нажать, чтобы через месяц–три это давало результат. Он был лучший премьер, чем президент. К сожалению, его черт нет у Тимошенко. Они постоянно садятся не в те кресла.

Она была бы лучшим президентом?

— Да. Но только если бы не могла влиять на экономику, занималась только внешней политикой. Тимошенко решительная, волевая, умеет занять позицию и не отступить. Однако экономику не чувствует, потому что никогда не была бизнесменом.

Но торговала бензином, газом...

— Чтобы понять человека, нужно выучить его биографию. Первый бизнес Тимошенко — видеосалоны под "крышей" свекра (Геннадий Тимошенко возглавлял Кировский райисполком Днепропетровска. — "ГПУ"). Ей сказали: есть помещение, купи телевизоры — и все. То же было с бензином. В "Единых энергетических системах" она подписывала бумаги под гарантии правительства Лазаренко. Тимошенко никогда сама не строила собственный структурный бизнес. Да и нет у нее, как у того же Ющенко, банковского образования. Когда она становится премьером, сразу наступает экономический кризис. Не только потому, что она крадет. Крали и Пустовойтенко, и Янукович, и Ехануров. Но при кражах одних есть стабильность, а при кражах других — коллапс.

Евросоюз — это мягкий вариант СССР, только без КГБ и ГУЛАГа

Как долго она продержится на должности премьера?

— До президентских выборов точно. Для нее генеральная битва — кампания за кресло главы государства. И есть большая вероятность того, что она ее проиграет. Если так произойдет, то Тимошенко не уйдет из политики, но уже никогда не будет претендовать на пост президента. После этого проигрыша к ней потеряют интерес.

Андрушкив доливает себе чаю. Немного капает на стол. Вытирает салфеткой, мнет ее. Вертит в пальцах.

У Ющенко ситуация еще более очевидная. Зачем он объявил, что идет на президентские выборы?

— Может и не пойти. У китайцев есть поговорка: если ты близко, говори, что далеко, и наоборот. Он хочет показать, что Яценюк — не его человек. Мол, он сам идет на президентство и будет борьба. Хотя Яценюк не является таким уж его человеком. Он очень быстро станет самостоятельным, и Ющенко это замечательно понимает. Но у них будет договоренность, как у Ельцина и Путина — никто никого не будет трогать.

Хотя у Ющенко еще есть шанс выиграть президентские выборы. В настоящий момент его рейтинг 2,9 процента, Яценюка — 13, Юли — около 15. Если у Ющенко есть 3 процента, то админресурс может легко добавить еще до 10. Между 13 и 15 — не такая уж и большая разница. А во втором туре он выиграет у Януковича. Все будут чесать затылок: это как же жить еще пять лет? Но в последние месяцы Ющенко будет показывать, что он станет совсем другим. И люди поверят.

Андрушкиву звонят на мобильный. Он говорит, что скоро выезжает в бельгийское посольство. Там нужно забрать загранпаспорт с визой.

Как изменились отношения Украины с Россией за последние пять лет?

— Так же, как когда-то было у Англии и Канады. Они расходились постепенно, как будто два корабля. Поскольку уже 20 лет прошло с тех пор, как мы разошлись, то Россия видит, что между нами большое расстояние. Она начинает паниковать и радикализуется.

В 2008 году Россия значительно активнее начала действовать против непокорных стран бывшего СССР. Больше всего досталось Грузии...

— Россия сейчас чрезвычайно слаба. Весь ее бюджет такой же, как бюджет Пентагона, — одного из американских министерств. Держится он на газе и нефти, а цены на них обвалились. Россия уже проела весь свой стабилизационный фонд. Это только пиар, что она сейчас сильная.

Так ей не удастся изменить ситуацию в свою пользу?

— Под свою влияние вернуть Украину уже не получится. Но я бы не хотел и того, чтобы Украина шла в Евросоюз и НАТО. Лучше бы вернуть статус ядерного государства в плане тактических вооружений — не стратегических, чтобы не пугать США. Ракеты у нас есть. Мы же демонтировали боеголовки, и все. Есть ядерные электростанции, соответствующие институты, поэтому для нас это дело года. Мы бы могли попасть на расстояние в 2 тысячи километров — от Тегерана до Лондона. Тогда были бы нейтральным государством, и нас бы никто не трогал.

Хуже вариант для нас — мы вступаем в НАТО и не вступаем в ЕС. Самый худший — вступаем и туда, и туда. Украине это невыгодно. Что засвидетельствовала газовая война в начале года? Чрезвычайную зависимость от нас и России, и Европы. Украина — это большая труба, по которой идет газ, нефть и все перевозки. При вступлении в ЕС уже брюссельские комиссары будут решать вместо нас, по каким тарифам поставлять газ, сколько и что должны производить. Будет четкое администрирование. Евросоюз — это мягкий вариант СССР, только без КГБ и ГУЛАГа. Когда мы попадаем в германскую часть Европы — Данию, Германию, Швецию, две трети Швейцарии — там господствует порядок, и нам кажется, что и мы хотели бы так жить. Но, кроме этого, в Европе есть Португалия, Италия, Испания и еще много держав, где все совсем иначе. И когда если взять наш уровень администрирования и коррупции, то мы где-то посередине между германским миром и итальянским.

Но почему-то в Италии все лучше организовано — дороги, сервис...

— У нас тоже все частное организовано очень хорошо, — Андрушкив обводит взглядом кафе. — Это Европа высокого уровня. Украине не хватает только дорог и побольше частной собственности.

1953, 14 марта — Ярослав Андрушкив родился во Львове

1977 — окончил Львовский медицинский институт по специальности врач-психиатр

1982 — учится в ординатуре

1988 — член Народного движения

1995 — лидер Социал-национальной партии

2002 — оставляет политику, начинает заниматься бизнесом

Женат, есть дочь

Сейчас вы читаете новость «"Тимошенко экономику не чувствует, потому что никогда не была бизнесменом."». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі