Депутат Черкасского городского совета 48-летний Араик Мкртчян назначает встречу в своем офисе на оптово-розничной базе на ул. Розы Люксембург. Территория ограждена. Во дворе с десяток грузовых автомобилей. Охранник объясняет, как пройти в кабинет директора. Перед ним — небольшая приемная. Здесь висят благодарности и грамоты с 2010 года по сей день от милиции, городского совета, центра помощи людям с ограниченными возможностями, а также от "Правого сектора" с подписью главы местной ячейки.
На днях Мкртчян заявил на сессии городского совета, что от него на таможне требуют $6 тыс. за провоз грузовика целого ореха и $12–15 тыс. — за грузовик чищеного. Жаловался, что после обращений к президенту количество проверок растет.
— За последний год ничего не изменилось. Как были проблемы, так и остались. Не могу отправить машину за границу — везде нужно дать на лапу, — говорит. Экспортирует орехи и семечки в Европу, в страны СНГ, Ирак и Иран. В кабинете много вазонов. На стене — несколько икон. — По телевизору показали, как Хомутинник пишет цены на взятки в эсэмэске, он все контролирует (4 февраля в сессионном зале Верховной Рады журналисты сфотографировали смс-переписку депутата Виталия Хомутинника и губернатора Одесской области Игоря Палицы. Якобы с машины берут $15 тыс. —"ГПУ").
11 октября Петр Порошенко пообещал, что лично будет отвечать за антикоррупционную реформу.
— Когда Порошенко стал президентом, месяц-два было хорошо работать. Таможенники и налоговики боялись. Потом все вдруг опять началось. С одной машины круглого ореха нужно отдать 6 тысяч долларов им в карман. Если не даешь взятку, то стоишь на таможне. Я больше всего стоял 20 дней. Это было не раз. Останавливали нас осенью и в январе. Потом сказали, что у меня просрочена фитосанитарная справка. Но почему она просрочена? Потому что машины стояли. Чтобы поехали — давай деньги. Не дал — стоишь. Когда задерживают машины, то имею 100 долларов убытка с одной за день. Однако взятки не даю.
Какие схемы действовали во времена Януковича? Они до сих пор работают или появились новые?
— Ситуация такая же. Отправляю орехи с 2003 года. Их проверяют, как оружие: налоговая, налоговая милиция, СБУ. Машину выгружают и опять грузят. Если из Черкасс выехал нормально, то все проверяющие приходят в Одесском порту. В Черкассах никто прямо о взятках не говорит. Держат долго, ищут, к чему прицепиться. Могут ставить в такие рамки, чтобы искал, на кого выйти и им заплатить. Не иду на это. В Одессе все жестко. Не пускают машину на паром. Потом истекают сроки сертификатов. Нужно все проходить заново.
А еще раньше придумали, чтобы вся Украина отправляла товар через Херсон. Это была одна из схем. Они по указу президента не имеют права больше 4 часов держать машину на проверке. Додумываются приносить письма из милиции, что там контрабанда. Делают это, чтобы задержать. Какая люстрация? Начальник черкасской таможни — из Донецка, его заместитель — тоже оттуда.
Какую наибольшую сумму требовали? Хоть раз без требования взятки удалось провести груз?
— Такса начинается от 6 тысяч долларов. Максимум нужно дать 25 тысяч — за орех хорошего качества. Еще зависит от тоннажа машины. Чем больше масса груза, тем дороже обходится. Я начал воевать. Могу возить 100 машин на месяц, а продаю только три-четыре. Боюсь, если буду больше и они станут, то буду иметь огромные убытки. А так три машины станут — и пусть стоят. Я такой не один. Нас тысячи. Если бы отправлял сто машин, то зарабатывал бы не 200 тысяч, а 2 миллиона. И валюта была бы в стране.
Как можно побороть взяточничество на местах?
— В этом не виноваты местные чиновники. Им ежеминутно звонят из Киева и дают указания. Нужно поставить систему так, чтобы я не знал, где милиция и налоговая. Система должна работать прозрачно — вот столько отчислил на налоги и все. Суды штрафуют взяточников и отпускают. Потом те обращаются в суд и восстанавливаются на работе. Рыба начинает гнить с головы. Первые лица страны должны показать пример — мы все делаем по закону и все так будут делать. Должны показать, где взяли свое состояние. Вот откуда у чиновников такие доходы, когда я в 10 раз больше зарабатываю, а они в 100 раз от меня лучше живут?
Какое наказание должно быть, чтобы не давали и не брали взятки?
— Посадить десять чиновников наивысшего уровня. Не клерков, которые подписи ставят, а тех, кто за все отвечает. Другие будут бояться брать. Потому что во всем пока что крайний бизнес. Как платить в бюджет — нужно. А когда за какие-то работы рассчитаться должны, то нет. Люди делали асфальт и стали нищими, потому что им не заплатили. Это было при Ющенко, при Януковиче, при Порошенко. Хотя навести порядок можно за месяц.
Что власть делает правильно, а что — нет?
— Если дальше в Верховной Раде будут торговаться за должности, в стране ничего не изменится. Нельзя отменить мажоритарку и в парламент избирать депутатов только по партийным спискам.
Нельзя снимать неприкосновенность. Если бы ее не было, Янукович посадил бы всех бывших оппозиционеров.
Пока что становится только хуже. Люди погибают на войне, безвизового режима с Евросоюзом нет, взять кредит невозможно.
Как вырваться из этого?
— Больному, чтобы стать на ноги, нужно укрепить здоровье. Так и в стране. Нужно укрепить армию, реформировать экономику. Если бы не волонтеры, добровольцы и те, кто жертвует на армию, ничего не было бы.
Возможен ли третий Майдан?
— О нем говорят давно. Только куда в этот раз будет убегать власть? Россия не примет их, Европе они тоже не нужны.
Лидера нет. Появится — начнется Майдан. Народ должен потрусить олигархов, заставить их вернуть награбленное. Не знаю, как люди до сих пор терпят.
Как в последнее время меняются настроения в обществе? Какие сейчас преобладают?
— Все ухудшается. Выйдите на улицу и спросите: кто начал лучше жить? Зарплата та же, а все вдвое, а то и втрое подорожало. И говорят — живем по-новому. Власть не видит свой бизнес и бизнес своих детей, а на нас давят. Люди недовольны. Еще раз поднимут цену на газ — и большинству совсем не будет за что жить.
10 лет играет в нарды Араик Мкртчян. Держит их на рабочем столе. Фигуры привез товарищ из Армении.
Раздает рис, гречку и сахар
Араик Мкртчян по образованию юрист. Еще имеет специальность техник-механик. В Украине живет с 1989 года. Родом из села Атис Абовянского района Армении. Кроме оптово-розничной базы, владеет рестораном и сельскохозяйственным предприятием. Обрабатывает землю. С женой Ниной имеют 17-летнюю дочь Анну и 25-летнего сына Арсена. Живут в 4-комнатной квартире. Ресторан назвал в честь дочери.
Беспартийный. Депутатом Черкасского городского совета впервые стал в 2006 году. Во время последних выборов писали, что раздавал продуктовые наборы.
— Мы не нарушали закон. И сейчас людям помогаю. Даю рис, гречку, сахар. Своим работникам тоже даю. Не вижу в этом ничего плохого, — говорит Араик Рафикович. — Не могу собрать деньги на дом. Семья постоянно на втором плане из-за бизнеса.
Любит рыбачить.
Комментарии
7