вторник, 14 октября 2014 08:05

"Новая власть возглавила систему и готова лишь к косметическим изменениям" - Шрайк

 

— Чувствую усталость. Почти год в напряжении из-за ситуации в стране. Так у многих, — говорит 39-летний Роман Шрайк, блоггер и основатель сайта "Дурдом". Встречаемся в столичном ресторане "Корона" в центре города. — До конца не понятно, что будет на Донбассе, какие неприятные сюрпризы возникнут на парламентских выборах.

Какие например?

— Очень не хотелось бы в Раде видеть "Оппозиционный блок" и коммунистов. Пока что точно проходят пять партий и еще столько же на грани. Хотелось бы, чтобы там была "Самопомич" львовского мэра Садового, "Гражданская партия" Гриценко — это новые лица. О Ляшко лучше промолчать. Надеюсь, его рейтинг обвалится и он спустится со второго места. Туда выйдет "Народный фронт" Яценюка, если используют призыв Тимошенко в 2007 году: выборы парламента — это выборы премьера.

Большое зло — мажоритарщики. Потому что это болото, где выплывают самые большие жабы. В некоторых округах победят те, кто налепил больше плакатов. Ведь кандидаты совсем неизвестные, как у меня на 212-ом округе в Киеве. Ярких личностей в мажоритарку пошло мало, большинство украшают списки. Новый парламент должен перейти на пропорциональную систему выборов.

Слышно грохот. Это ремонтируют крышу на летней террасе, носят доски.

Почему этот парламент не отказался от мажоритарки?

— Это можно было сделать в конце февраля — в начале марта. Тогда перепуганные "регионалы" и коммунисты голосовали за все. Был шанс провести какие-то кардинальные изменения. Турчинов этим не воспользовался. Переформатирование не состоялось. Придется через год или два опять идти на досрочные парламентские выборы.

Какой видите новую Верховную Раду?

— Переходной. Где будет часть новых людей, которые захотят изменений. Однако реформы, как проводил Саакашвили в Грузии, не увидим.

Кого новое большинство предложит в премьеры?

— Яценюку еще могут дать шанс. Не хотелось бы, чтобы после выборов власть была монополизирована. Чтобы партия Порошенко получила большинство. В Украине нельзя этого допускать в ближайшие 10–15 лет. Развитие происходит через конкуренцию. Главное, чтобы президенту приходилось с кем-то договариваться. А когда что-то пойдет не так, коалиция могла развалиться. Вся эта суматоха продвигает политическую систему вперед.

Кто был бы оптимальным премьером?

— Его нет. Яценюк умеет говорить на английском, летает эконом-классом, но от него не идут реформаторские призывы.

Почему?

— Где-то года два назад Яценюк собрал журналистов и блоггеров. Сказал нам, что по своей сути он — чиновник. Быть политиком, выходить на люди ему трудно. Это много чего объясняет, ведь чиновники — не реформаторы. Они не могут перестраивать систему, продуктом которой являются.

Порошенко — реформатор? В сентябре заявил о желании провести 62 реформы до 2020 года.

— Когда хочешь завалить какое-то дело, создавай комиссию. Если хочешь провалить реформы, проводи сразу 62. Скептически отношусь к тому, что следующее большинство в парламенте и его Кабмин будут реформаторскими. Будем иметь переходное правительство. А общество нацелено на реформы. Поэтому между ними будет конфликт. Здесь и появится сила или лидер, соответствующие тому, что хотим видеть.

Последний месяц люди выражают недовольство, бросая в мусорники представителей власти. Во что это может перерасти?

— Если люди чувствуют острую несправедливость, а власть не действует, то расправляются сами. Недовольство будет нарастать. Ведь украинцы выходили на Майдан с определенными надеждами, которые не реализовались. Могут быть мордобития, смерти. Это естественная реакция общества. Когда им говорят, что Янукович украл 40 миллиардов долларов, а не видим никого посаженным, многие люди, которые этому способствовали, гуляют на свободе, — так где справедливость? Есть те, кто на Донбассе работал на сепаратизм, и к ним нет никаких претензий.

Почему нет наказанных? Почему судья выпускает виновного в расстреле майдановцев, и тот исчезает?

— Это те же судьи, милиционеры, которые десятилетиями творили безобразия. Почему они должны измениться? В парламенте до сих пор сидят 250 депутатов большинства Януковича.

Виновники как раньше могли договориться с прокурорами и милиционерами, так и сейчас. Есть скандал с заместителем генпрокурора Яремы, у которого обнаружили 140 гектаров земли и особняк. Но вместо того, чтобы его отстранить и возбудить дело, проводят внутреннее расследование. Пока что видим: новая власть возглавила систему и готова лишь к косметическим изменениям.

Какой должна быть реакция власти на народную люстрацию?

— Ей нужно понять то, что не дошло до Януковича, а именно: критически посмотреть на себя в зеркало и попытаться измениться. Если не смогут, должны вовремя уйти. Иначе люди их вынесут.

Нужно проводить реформы. Заменить всю правоохранительную систему, суды. Там люди десятилетиями брали взятки. Этот рефлекс невозможно побороть. Нужно увольнять, чтобы пришли новые. Не нужно жалеть 300 тысяч милиционеров. Их в пять раз больше, чем в цивилизованных странах. Поэтому стоит сократить хотя бы втрое и на столько же поднять плату тем, кто останется.

Вы ходили на митинг под Верховную Раду, когда принимали закон "Об очистке власти". Какие настроения увидели?

— Не последнюю роль сыграло то, что подожгли шины. Повалил дым. Люди начали громко стучать по бочкам. Журналисты, которые были в здании Верховной Рады, рассказывают, что многие из депутатов смотрели в окно на происходящее. Поэтому голосование было результативное.

Как очистке власти может посодействовать созданное Национальное антикоррупционное бюро?

— Проблема не в его существовании, а в желании бороться с коррупционерами. Есть СБУ, Генпрокуратура, милиция, которые могут и должны этим заниматься. Видимо, не очень хотят. Бачо Корчилава (бывший пресс-атташе Посольства Грузии в Украине. — "ГПУ") приводил пример: в 1990-х при президентстве Шеварднадзе у них было антикоррупционное бюро. Его возглавлял патриотичный и честный человек. Все время разоблачал коррупционные махинации, приносил информацию Шеварднадзе. Тот отдавал в прокуратуру — и все завершалось. У президента Саакашвили такой институции не было. Они просто боролись с коррупцией.

Порошенко способен давить, чтобы коррупция уменьшилась в разы?

— На словах красиво звучало, что генпрокурор Ярема должен посадить трех своих друзей. На практике мы этого не видим. Я еще даю определенный процент доверия Порошенко и Яценюку, если он останется премьером. У них будут все рычаги после формирования большинства и правительства. Будут иметь полную власть. Тогда можно будет точно сказать, настроены ли они на реформы и жизнь по-новому. Где-то до февраля все поймем.

Что будет с Донбассом?

— Оккупированная территория превращается в украинское Сомали. Там бегают обезьяны с оружием. У кого его больше — тот и главный. У боевика Безлера своя мини-республика из нескольких городов. Есть территории и под другими бандитами.

В ближайшее время вряд ли сможем их вернуть. Путину позволили сохранить лицо: сказали, что ассоциация с Евросоюзом переносится. Поэтому российские военные будто бы потихоньку оттуда отползают. Правда, вместо них заводятся какие-то "добровольцы". Даже если российские войска полностью выведут, мы не сможем отвоевать ту территорию. Если будем наступать, россияне вернутся. Все начнется по-новому. Сейчас естественном путем возникает определенная граница. Сколько времени так будет длиться, зависит от состояния России. Если нынешние тенденции не изменятся, то через два-три года тамошней экономике будет очень плохо. Еще через какое-то время после этого увидим падение России. Возможно, она не распадется. Но пирамида, построенная Путиным, будет уничтожена. Сможем вернуть не только оккупированную часть Донбасса, но и Крым. Грузия — Абхазию и Южную Осетию.

Путин имеет поддержку около 80 процентов своего населения.

— У Гитлера тоже была большая поддержка. Чем она сильнее, тем большим будет разочарование. Когда с экономикой все станет плохо, Путина будут проклинать сами же россияне.

3 года Роман Шрайк играл в онлайн-преферанс. Считает себя специалистом среднего уровня.

Отдыхал по неделе в Одессе и Львове

Роман Шрайк родом из Харькова. Там учился на физико-математическом факультете университета им. Каразина. Во второй половине 1990-х два года жил в Санкт-Петербурге. В начале 2000-х переехал в Киев. Со знакомыми открыл ресторан. Продали из-за конфликта между совладельцами. В 2007-м основал сайт "Дурдом", где публикует карикатуры на политиков.

Любит путешествовать. Летом по неделе отдыхал в Одессе и Львове.

С женой Таисией воспитывают дочь Еву.

Сейчас вы читаете новость «"Новая власть возглавила систему и готова лишь к косметическим изменениям" - Шрайк». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

5

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі