- В автозак! - Кричит милиционер в столичном Мариинском парке напротив Кабинета Министров четырем "беркутовцам". Они тянут по земле мужчину. У него задирается темно-зеленая куртка и свитер.Он - один из митингующих, которые пришли во вторник утром в здание правительства протестовать против действий власти.
Чернобыльцы и афганцы раскладывают две палатки на лужайке в парке. Подбегают 50 правоохранителей, окружают людей. Выдирают палатки и несут их в автобусы, которые припаркованы неподалеку."Беркутовцы" начинают отталкивать людей, ногами бьют по ногам, сваливают на землю.
- Что же вы творите, тараканы? - выкрикивает женщина.
В толпе теряет сознание председатель Харьковского городского комитета ветеранов Чернобыля Владимир Проскурин, 47 лет. Его оттягивают в сторону, он так лежит минут 15.Затем берут под руки и ведут к "скорой".
- Мне померяли давление - 200 на 100, - говорит Владимир Проскурин через час. - Сделали уколы, Чтобы его снизить. Не знаю, какие. От госпитализации я отказался. Я здесь не один, ребят много. Как я мог?
Кабмин обступают примерно 2 тыс. человек.Становятся у полуметрового забора.
- Правительство ведет сепаратные переговоры с человеком, который нас предал - Юрием Андреевым! Он не может представлять нас и мы его скоро переизберем! - Говорит в микрофон один из организаторов 54-летний Петр Прокопенко о президенте организации "Союз Чернобыль Украина".Юрий Андреев от имени чернобыльцев подписал меморандум с властями.
- Долой его! Вешать! - Кричат ??из толпы.
- Требуем от правительства признать смерть Коноплева преднамеренным убийством и вину за это возложить на Кабмин, - зачитывает Петр Прокопенко требования чернобыльцев.- Мы готовы к сотрудничеству с руководителями государства. Но правительство не может самовольно устанавливать выплаты. Требуем, чтобы чиновники вместе с общественными организациями нашли источники для выплат пенсий.Это могут быть средства по приватизации, можно ввести налог на операции с офшорными зонами или прогрессивное налогообложение для богатых. Если - нет, то надо отказаться от Еврочемпионата - государство финансирует его в ущерб себе.
Отправляют 12 представителей на встречу с премьером Николаем Азаровым в Кабмин. Те ждут у дверей здания 2 час., Но их не пускают.
В воздухе слышен сладковатый запах. Он усиливается, когда мимо проезжает белый микроавтобус.Голова кружится, становится трудно дышать, появляется горьковатый привкус во рту. Людям раздают медицинские маски, смоченные водой.
- Это с машины пускают нервный газ. Его специально придумали, чтоб разгонять митинги, - говорит афганец 44-летний Александр Ковалев.
- Газовая атака!Если не прекратите, мы перевернем автобус! - Говорит в микрофон кто-то из организаторов.
Сквозь толпу пробивается внефракционный нардеп Олег Ляшко. Его сдерживают афганцы.
- Олег, извини, народ не хочет тебя видеть, - говорит ему 45-летний Юрий Слинявчук.
Нардеп еще 10 мин. пытается прорваться.Потом разворачивается и уходит.
С другой стороны расталкивает толпу руководитель организации "Гражданское сопротивление" 58-летняя Александра Кужель. С раскрасневшимся лицом подходит к микрофону и кричит:
- Вас хотят сделать виновными в провале экономической политики Азарова!Скажут, что чернобыльцы слишком много требуют, и поэтому придется урезать пенсии всем остальным. Не нужно стоять здесь перед пустым зданием. Они все в Украинском доме. Нужно идти туда! Занимаем дорогу!
Все молчат. Александра Кужель первой выбегает на ул. Грушевского.За ней - люди с противоположной стороны.
- Не надо этого делать! Митинг продолжается! - Пытаются остановить их организаторы.
На дорогу выскакивают около 20 чернобыльцев. Машины останавливаются.
- Куда, бля?! - Кричит милиционер. Толкает мужчин на тротуар.Подбегают еще несколько стражей порядка, людей выталкивают с проезжей части.
В парке к "бютовцу" 46-летнему Андрею Павловскому подходит киевлянка Елизавета Алексеевна, 54 года, с флагом "Батькивщины".
- Когда уже пойдем? - спрашивает. - Я не боюсь.
- Вот придет еще несколько тысяч, пойдем.Пока ждем, - отвечает депутат. - Революция начнется с Донецка, а мы поддержим.
- Все такие трусы, - говорит женщина. - Я не могу спокойно смотреть. У меня настроения нет жить за этого урода. Я не воспринимаю, что он - президент. Я купила бы гранату и бросила бы им в окно.
Люди в парке рассаживаются на скамейках. Некоторые достают термосы с чаем. Трое женщин едят пончики и котлеты.
В нескольких метрах от сцены не разобрать слов из динамиков. Люди разделяются на группы.
- Это же третий геноцид, - говорит киевлянин, чернобылец 76-летний Владимир Чуба.- Раньше были Гитлер и Сталин, а теперь — Янукович. Министры — это наперсточники высшей гильдии. Их хозяин — Азаров. А Янукович — это вообще пахан.
- Раньше по пять-шесть человек из области приезжали, а теперь 200.Люди доведены до ручки, их стало легче поднимать, - рассказывает заместитель председателя Сумской организации чернобыльцев 45-летний Виктор Ломонос. - Надо, чтобы на улицы Киева вышли 50 тысяч человек. Здесь 850 000 пострадавших от Чернобыльской аварии!Тогда мы разгоним власть и приведем новых людей,а иначе годами придется ездить и выбивать подачки.
- Рассказывали нам, что услышат каждого. А вместо этого забрали пенсии, - говорит 54-летний Сергей Храптовый, чернобылец из Славянска Донецкой области. - Получали 2-2,5 тысячи, а будем 960 гривен.
Люди решают не расходиться, пока к ним не выйдут представители правительства. Половина из них поедет домой вечером, остальные будут искать ночлег по знакомым, в санаториях, на квартирах. Останутся до 1 декабря на всеукраинскую забастовку.
- Пять лет жили нормально, пока не пришла эта власть, - говорит 54-летний Владимир Почапский из Тореза Донецкой области. - Был закон про чернобыльцев, люди получали пенсии. А потом бандитским распоряжением они его отменили. Теперь заставляют нас умирать и на коленях перед ними стоять. Донбасс еще никто на колени не ставил и не поставит!
Комментарии
56