вторник, 30 августа 2022 08:30

Под звук воздушных тревог. Каким будет новый учебный год

Через пару дней начнется самый сложный учебный год в истории Украины – в условиях войны. Родителям придется принимать массу непростых решений, для которых нет единого ответа. У каждой семьи – свои обстоятельства, не похожие на другие, и свои причины выбрать тот или иной вариант. Очная, дистанционная, смешанная учеба – нет единого правильного выхода для всех. И это сейчас самое сложное.

Когда начались дискуссии, каким должен быть учебный год в Украине в условиях войны и появилась петиция "Запретить очное обучение в Украине", я была удивлена. Искренне не могла понять, почему люди хотят запретить другим людям что-либо, что они сами могут не делать. Ведь с самого начала речь шла о том, что у родителей будет выбор – они смогут выбрать очное или дистанционное обучение в зависимости от своей жизненной ситуации. Почему они хотят запретить что-либо делать другим людям? Но потом я поняла. Если обобщено – это тот самый многоуровневый кризис доверия в украинском обществе, умноженный на усталость от турбулентности военного времени. Кризис доверия – потому что люди боялись, что всех заставят физически отправлять детей в школы. О том, что будет выбор, даже слышать не хотели, потому что не верили. А желание стабильности выражалось так: "Скажите нам сейчас, как будет через три месяца. Вы можете нам сейчас сказать "будет только онлайн"? Можете. Скажите, и мы хоть в чем-то будем чувствовать стабильность".

Если у родителей есть сомнения в безопасном обучении ребенка в школе, никто не может заставить их отправлять ребенка в школу

Если у родителей есть сомнения в безопасном обучении ребенка в школе, никто не может заставить их отправлять ребенка в школу. Всегда остается возможность дистанционного обучения. Более того, какую бы форму родители ни выбрали, в любой момент они имеют право изменить это решение.

"Правда ли, что большинство родителей выступают за очное обучение? Готовы ли украинские школы к этому?" – спрашивают журналисты. На каждый из этих вопросов есть десятки вариантов ответов, потому что не может быть средней температуры по палате на как минимум 6 млн родителей. В этом материале мы можем рассмотреть только несколько из них.

Решение об открытии школы для очного обучения принимает местная власть вместе с руководством школы. Безопасность – прежде всего, и это никто не ставит под сомнение. В тех областях, где проходят бои, куда долетают снаряды артиллерии (и, соответственно, часто нет времени даже объявить тревогу) – очного обучения пока не будет. Это Луганская, Донецкая, Херсонская, Николаевская, Запорожская, Харьковская, Днепропетровская области, где дети будут учиться только дистанционно. В других областях будут варианты очного, смешанного и дистанционного обучения в зависимости от следующих факторов:

– наличие надлежащего укрытия, которое должно подтвердить ГСЧС и дать школе разрешение согласно своим критериям;

– согласие родителей.

Автор: Дмитрий СКАЖЕНИК
 

На сайтах региональных департаментов образования уже обнародована информация о том, какое количество школ в каком режиме начнет работу в той или иной местности. Из соображений безопасности номера школ, которые будут работать, очно не называется. Процент родителей, поддерживающих ту или иную форму обучения, различается в регионах.

Повторю: мы говорим об организации процесса в условиях войны. Никто не хотел и не считает желанным ни один из обсуждаемых сценариев. Это вынужденные шаги и действия. Но давайте попробуем рационально взглянуть на понятие безопасности и образования в разрезе подлинных интересов детей – в тех регионах, где ситуацию можно назвать относительно безопасной.

К сожалению, ковидными годами доказано, что дистанционное образование в начальной школе неэффективно

Чем младше ребенок, тем большее количество родителей выступают за очное обучение. Особенно если оба родителя работают. Или еще усложним ситуацию – ребенок в начальной школе, отец в ВСУ, мать – врач или медсестра. Здесь и вопрос безопасности – кто отведет ребенка 6-10 лет в убежище, если он сам дома? И вопрос качества образования – к сожалению, ковидными годами доказано, что дистанционное образование в начальной школе неэффективно. Либо кто-то из родителей становится ребенку учителем, либо оплачиваются репетиторы, либо у ребенка будут существенные пробелы в базовых знаниях. Поэтому в интересах государства и детей, чтобы дети начальной школы были под наблюдением и в сопровождении педагогов повсюду, где есть такая возможность.

Чем старше дети, тем гибче родители готовы воспринимать идеи дистанционного или смешанного обучения. Дети уже более готовы и оставаться сами, и самостоятельно учиться, и выбирать индивидуальные образовательные траектории – опять-таки ковидные годы доказали, что дистанционка очень неплохой способ готовиться к ВНО или НМТ, потому что ребенка меньше отвлекают на неинтересные и ненужные ему предметы.

Да, я понимаю, что все указанные мной варианты происходят не в вакууме, а в ситуации, когда каждый день по всей Украине звучит воздушная тревога. Да, никто не знает, куда агрессор в следующий раз направит ракеты. Поэтому, прежде чем принимать решения, каждая семья должна спросить, а каждая школа и каждое управление образования должны ответить на четкий перечень вопросов:

– Как выглядит убежище? На какое количество человек оно рассчитано и как корреспондирует с количеством детей, которые одновременно будут находиться в школе?

– Все ли там в порядке с вентиляцией и есть ли вода?

– Достаточно ли в школе работников для сопровождения детей?

– Разработана ли согласованная схема информирования родителей обо всех вопросах, связанных с безопасностью?

Если вы не получаете полноценных ответов на ваши вопросы – подумайте, следует ли отправлять ребенка в школу. Если вы не уверены в качестве дистанционного образования в своей школе, посмотрите на лицензированные дистанционные школы.

Самые полные и доступные рекомендации для управлений и учебных заведений, а также для родителей разместил на своей странице образовательный омбудсмен Сергей Горбачев. Просмотрите их, чтобы убедиться, что вы все учли, выбирая тот или иной вариант обучения для своего ребенка.

В российских пабликах немало пишут о несогласии украинских учителей работать по российским программам, и эта мужественная позиция вызывает восхищение

Особняком стоит вопрос образования детей на временно оккупированных территориях. В российских пабликах немало пишут о несогласии многих учителей работать по российским программам, и эта мужественная позиция вызывает восхищение: ведь в тех же пабликах призывают жестоко наказывать таких педагогов. Родителям угрожают отбирать детей в интернаты, если они не согласятся отдать их в русские школы. И здесь слово "безопасность" приобретает другое значение – Украине следует включить в отдельное направление эвакуации родителей с детьми школьного возраста. Мы должны бороться за этих людей, Украина должна показать, что готова принять и поддерживать их. Также важно поддерживать учителей, которые по тем или иным обстоятельствам вынуждены оставаться на оккупированных территориях и готовы продолжать дистанционно работать по украинским программам. Необходимо расширять информирование обо всех имеющихся онлайн-инструментах обучения по украинской программе, включая бесплатные дистанционные школы, которые обеспечат детям не только обучение, но и украинские документы об образовании, что не менее важно особенно в старших классах.

Война усложнила, но вместе с тем упростила некоторые проявления жизни, которые были присущи мирному времени. Мы едим более простую пищу, в нашей жизни стало меньше (или совсем не стало) культурных событий, мы носим более простую одежду. Значит, и образование должно стать проще? Может ли его вообще не быть определенное время? Может, но последствия будут вовсе не такими, как от того, что мы перестали носить каблуки, сложные прически или готовить замысловатые ужины. Образование – это несколько другое. Это больше, чем количество новых формул или грамматических правил, или даже прочитанных книг. И поэтому образование нельзя поставить на паузу. Это понимают оккупанты, которые первым делом заходят в школы и пытаются наладить учебный процесс по российским программам, привозят методички, как стирать все украинское в мозгах детей. Именно поэтому мы должны прилагать все усилия, чтобы украинское образование не останавливалось.

Сейчас вы читаете новость «Под звук воздушных тревог. Каким будет новый учебный год». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі