понедельник, 24 июня 2024 10:39

Наезд на местные бюджеты – вторая часть марлезонского балета

Наезд на местные бюджеты – вторая часть марлезонского балета
фото Верховна Рада України в Telegram

Год назад власти политически и экономически нейтрализовали местное самоуправление. Произошло это благодаря принятому Верховной Радой закону, позволившему забрать 100% военного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) из местных бюджетов в государственную казну.


До полномасштабного вторжения 60% НДФЛ, уплаченного в определенном обществе, перечислялись в местные бюджеты. Остальные – 40% делились между областным и центральным бюджетом. И поскольку военных стало в разы больше, то соответственно выросли поступления в местные бюджеты.
После публичных скандалов, возможно и искусственных, по обустройству местными общинами фонтанов и закупкам золотых овощерезок вместо дронов, турникетов и укрытий, в центральный бюджет решили забрать все 100% НДФЛ, выплаченных из зарплат военных.
А это предполагалось спровоцировало новую фазу холодной войны между центральными и местными властями.

Деньги на ветер

Вот прошел год. И в "центре принятия решений" решили, что изъятых у местных общин 100% НДФЛ для ВСУ мало (и это трудно возразить), а потому нужно законодательно закрепить, чтобы местные власти не были уклонистами и без вариантов финансировали ВСУ. Правда, трудно представить себе, чтобы где-то не выделялись деньги на оборону, но более высоким руководителям виднее.

О соответствующем проекте, раскритиковав работу ВРУ, сообщил мэр Львова Андрей Садовой. "Верховная Рада приняла законопроект, позволяющий городским советам финансировать подразделения сил обороны. То есть фактически то, что мы делаем уже два с половиной года, нам теперь разрешили делать официально", – иронически прокомментировал ситуацию местным СМИ Андрей Садовой.
Отметим, что недавно Львовский горсовет по инициативе Садового отдал 20 миллионов гривен на нужды Военно-Морских Сил ВСУ. Эти деньги планируют потратить на парусное судно – фрегат "Дружба". И это только один из примеров инициативы местных органов власти.

Новый проект закона вызвал у местных руководителей немало новых вопросов, возмутил и смутил одновременно. Учитывая, что в сопровождении каких прошлогодних скандалов и обоснований центральные органы власти оборвали часть поступлений военного налога в местные органы власти, то, наверное, стоило бы объяснить причину появления законопроекта.

В этот спор вовлекли военных, которым объясняли, что ненадлежащая поставка дронов является следствием того, что местные власти перекладывают брусчатку


Итак, ранее центральные власти говорили, что на местах средств многовато и нужно часть забрать на военные нужды. Местное самоуправление парировало, что их в целом мало в свете увеличения тарифов на энергоносители без соответствующей компенсации из государственного бюджета. В этот спор вовлекли военных, которым объясняли, что ненадлежащая поставка дронов является следствием того, что местные власти перекладывают брусчатку там, где она могла бы еще послужить.

Тематические дискуссии продолжаются до сих пор. Однако все участники этих финансовых споров сходятся во мнении, что нужно менять если не концептуальные, то, по крайней мере, тактические подходы к формированию доходов местных бюджетов и межбюджетных трансфертов.
В офисе президента и тогда, и теперь молчат о том, что бедлам с деньгами усилился, когда законом разделили единоличное представительство центральной и местной власти, введя конкурирующие с действующими руководителями органов местного самоуправления должности президентской вертикали - начальников военных администраций.

Многоходовочка

В июне прошлого года глава парламентской фракции "Слуги Народа" Давид Арахамия написал письмо руководителям местных органов власти с претензией, что они плохо поддерживают ВСУ. Таким образом, Арахамия сделал последнее "китайское предупреждение" местным властям и пригрозил, а по сути анонсировал, что эти деньги у них вообще заберут. Так и поступили.

В "офисе принятия решений" несколько месяцев думали, как это сделать. И, наконец, остановились на варианте перенаправления военного НДФЛ на нужды фронта. Но очевидно, как отобрать эти средства полностью, не придумали. Отметим, что в разных громадах военный НДФЛ составляет разную долю бюджета. Например, в городах рядом с фронтом этот процент значительно больше, чем в бюджетах большинства западных областей Украины.

Скажем, прифронтовый Николаев теряет из-за такого решения около 46% городского бюджета. А, например, Ивано – Франковск – 10%.
Власти обещали реверсную дотацию тем регионам, которые будут нуждаться в дополнительном финансировании через изъятое НДФЛ.
Однако не всем эта идея понравилась. Большинство финансово пострадавших убеждали, что такой механизм будет не эффективным и будет занимать много времени. Но центральная власть была неумолима. Понятно, что обескровленные экономически местные общины становятся более лояльными политически. Ведь о рейтингах никто не забывает.


Как оно происходит на самом деле с тем финансовым реверсом, пока не известно. Так же как таинственным остается выполнение правки, внесенной в нынешний бюджет, гарантировавшей возврат 10% от НДФЛ на собственные счета воинских частей для оперативных закупок, а остальные - 90% планировалось разделить между минстратегпромом - для развертывания производства снарядов и боеприпасов и Госспецсвязью - для закупки спецтехники, в том числе и дронов.

Как видим, оружие отечественного производства все еще в дефиците.
Публично центральная власть, оправдывая такое перераспределение средств, элегантно использовала уже заезженную тему о том, что местные власти злоупотребляют и не эффективно используют военный налог: строят стадионы и дороги, а не перенаправляют на военные нужды. А мы, мол, заберем эти деньги и точно будем лучше снабжать наш фронт.

Так будто и не было никаких яиц по 17 гривен, простреливающихся бронежилетов и скандальных летне-зимних курток в минобороны. Также – арест заместителя министра развития общин за махинации на закупки генераторов. И нет только что обрушенного моста в Киеве.
Поэтому, чего стоят гарантии правительства по эффективному использованию НДФЛ – еще тот вопрос.

В то же время следует уточнить, что барабаны и овощерезки покупали не местные власти, а "братва", которую ОПа назначала в "военные администрации". И уже с позиций сегодняшнего дня усматривается, что команда ОП сначала сделала новости, а затем в разных местах, где нужен был более весомый пресс на местные власти, подтянула карманных "активистов" с акциями протеста.
Поэтому судьба и этих 120 миллиардов гривен военного НДФЛ может быть не менее увлекательной историей расследований антикоррупционными органами. Этакая старая многоходовочка в новых реалиях.

Спорить о злоупотреблениях на местах не будем. Истории такие, к сожалению, есть. Но почему снова и снова всех стригут под один гребень?
Можно было иначе стимулировать местные бюджеты, особенно отдаленные от линий фронта, чтобы они больше и эффективнее заботились о нашей армии, а значит, и победе? Скажем, наказание местных чиновников за растрату. Или принять закон, согласно которому НДФЛ шло бы только на военную нужду. Или почему бы просто, без "реверсов" не запретить местным властям на время войны строить стадионы, дороги, оказывать другие неуместные услуги и блокировать это в Prozorro?


Был вариант, поддерживаемый международными экономическими аналитиками - перечисление НДФЛ по месту регистрации физического лица. И это, как отмечали отечественные эксперты, выглядело привлекательно не только с учетом природы этого налога, где плательщиком является именно физическое лицо — получатель дохода, а не работодатель, выступающий только налоговым агентом. Особенно важно это в установлении справедливости по военным, мобилизация которых в защиту Родины обнажает рабочие места и уменьшает таким образом объемы НДФЛ для общины.


В то же время, могла бы решиться другая проблема, на которую указывают европейские институции, — право переселенцев голосовать за местную власть по месту их физического пребывания.
Фактически после трудоустройства на новом месте они могли бы голосовать за власть территориального общества, в бюджет которого будут перечисляться свой налог. Это могло бы уменьшить огромные на сегодняшний день дисбалансы между налоговой способностью общин, поскольку бедные и богатые жители есть везде. Вероятно, улучшилось бы планирование бюджетов через более точное прогнозирование доходов.

Всё можно было бы. Но если у большинства парламентариев взгляд на бюджеты местных общин такой же, как у их коллеги – нардепа от "Слуги народа" Данила Гетманцева, становится понятен мотив принятия определенного решения.
Напомним, во время скандальных заседаний ВРУ по перенаправлению НДФЛ председатель Комитета ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Данило Гетманцев неоднократно заявлял, что местные власти вообще "зажрались", в том числе благодаря военному НДФЛ.
Кстати, это именно тот Гетманцев, который в украинской Википедии значится как украинский пророссийский политик, юрист и ученый. Он был помощником народного депутата Украины от Партии регионов Владимира Сивковича, который подозревается в государственной измене за создание сети российских агентов в Украине. Также Гетманцев является фигурантом базы данных центра "Миротворец".
Поэтому парламентская битва вокруг голосования за упомянутый прошлогодний закон была интересна.
В случае продвижения новой инициативы голосование и за этот законопроект обещает быть не менее увлекательным.

Стричь все, что можно

В то же время, мы бы слукавили, если бы не сказали, что кое-где кажется, что на стороне правительства, потому что именно он инициирует определенные законы, играла и сама местная власть. Особенно когда стало известно, что у нее забирают НДФЛ. В частности, это проявилось при объявлении местными органами власти тендеров на закупки "чертичего".
Органы самоуправления в предвкушении того, что у них вскоре отберут бюджеты, решили стричь все, что едва отросло и можно успеть.

Городские чиновники решили быстро освоить деньги, хотя бы на что-то, пока не отобрали

Если посмотреть, например, некоторые крупнейшие тендеры, которые объявляли города уже после первого голосования за перераспределение военного налога, то вырисовывалось несколько интересных моментов.

Из разряда того же "шопопало", скажем, департаменты гуманитарной политики, транспорта, благоустройства, социальной политики Днепровского горсовета и "Днепропроводоканал" решили потратить остатки своего бюджета в четвертом квартале - около 5,5 миллионов гривен - на саморекламу. О чем свидетельствовала система закупок услуг Prozorro. Субъективно создалось впечатление, что городские чиновники решили быстро освоить деньги, хотя бы на что-то, пока не отобрали.

Кроме рекламы были, конечно, и многомиллионные заказы на ремонт дорог. Куда без этого? Сакральная тема. Именно здесь самые дорогие тендеры.
Скажем, в Черновцах был объявлен тендер на ремонт одной улицы по цене более 40 миллионов гривен.
Также не без обустройства стадионов. Хотя они попадали в скандалы, но народ упорно продолжает строить площадки для занятия спортом, объявляя тендеры от 2 до 5 миллионов гривен. В целом, по данным Prozorro на стадионы были подписаны контракты более чем на 10 миллионов гривен.
Правда, не глупостями одними жили местные власти в предвкушении потери военного НДФЛ. В тот же период в ВР на Prozorro появилось 60 тендеров на закупку дронов. Общая сумма местных общин на закупку разных видов БПЛа составила 108 миллионов гривен.

Когда на все это смотришь, то решение правительства забрать НДФЛ казалось уже и не столь плохой идеей. Но как оно действительно реализуется и как влияет на общины, статистической ясности до сих пор нет. И не только у рядового украинца, но и у парламентариев.
Так что, значит, все происходит в ручном режиме? А как тогда расценивать новый законопроект, который в случае принятия просто обязывает делать то, что общины в основном и делают?

Горечь нехватки денег

Без военного налога бюджеты, скажем, таких крупных городов, как Днепр и Харьков, начали испытывать дефициты. Меньшим городам и без того не хватало бюджетных средств.
Все похоже, что вместо адекватного изменения бюджетной политики и решений, которые могли бы и обороноспособность усилить, и одновременно не навредить общинам и децентрализации, мы пока получаем полуреформирование и эксперименты во время войны.

И мы все знаем, как бойцы сами собирают деньги на рации, запчасти к авто и другое самое необходимое.
До сих пор министерство обороны не организовало производство или закупку патронов, снарядов, находящихся в дефиците.
Но невозможно только волонтерским способом, таская через границу по 100 дронов, обеспечить армию. Это должно и может делать министерство обороны, закупая все необходимое оборудование крупными партиями.
Одиннадцатый год войны, а в обществе не прекращаются дискуссии, где брать деньги. Война на истощение законов военной стратегии побеждается мощным военно-промышленным комплексом и экономикой. А к этому у нас до сих пор не подошли.
Следовательно, победа застряла между стульями депутатов, других руководителей страной и международных партнеров.

Сейчас вы читаете новость «Наезд на местные бюджеты – вторая часть марлезонского балета». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі