"Вы имеете дело с кадром, которая прошла НЭП, коллективизацию, страшную голодовку, войну и перестройку, — говорит скороговоркой 88-летняя Марианна Педько из села Цибли Переяслав-Хмельницкого района на Киевщине. - Меня шесть раз хоронили, пять раз горела".
Низкого роста с седой челкой, накрашенными красным губами и подведенными бровями, Марианна Карповна через веранду, заставленную вазонами, идет к кухне.
- В войну нашла я с подружкой Люськой фотовспышку. Решили зажечь, чтобы посмотреть, как горит. У Люськи черные волосы, у меня русые. Как бахнула та вспышка - волосы обсмалили, я руку обожгла. Вылила на Люську воду, которая в поросячьем корыте была.
Как-то Педько с военным отрядом попала в окружение.
- Один казак решил переправить меня на коне через Северский Донец. Посадил впереди себя, мы поплыли. Мальчик из нашего села видел это и рассказал всем, что Марьянка утонула в реке, только волосы по воде поплыли. По мне дома уже и панихиду отслужили, похоронили. Потом я маме написала, что живая.
Марианна Карповна проработала фармацевтом 55 лет. Приносит груду фотокарточек, где она молодая, с высокой прической.
- В одной аптеке организовала ремонт. Залезла на высокий "козел". А девушки говорят: отойдите. Я навзничь как ляпнула спиной на цементный пол. На следующий день спина была черная - думала, не буду ходить. Повез меня муж к невропатологу. Тот понаписывал все болячки, которые знал. Я говорю: "Ты из меня калеку не сделаешь!". Приехала домой, простелила клеенку, на нее трав всяких набросала, посыпала солью. Меня закутали, связали, я проспала ночь. Утром встала и пошла на работу.
Марианна Карповна верит в сны.
- Это с тех пор, как меня отцовский сон спас от смерти. Приснилось ему, еще до коллективизации, будто бы вышел он к пруду, а в небе движется точка. Думает: "Видно, это Марьянка, но ведь сейчас сорвется и упадет". Подставил руки, я полетела вниз, он меня и ухватил. Рассказал отец этот сон, а на следующую ночь я просыпаюсь от сильных болей в животе. Засветили свет, батя говорит: "Это аппендицит". Запряг Рулетку и понесся в город. Среди ночи давай мне делать операцию. Сказали, если бы отец опоздал на 30 минут, то все.
С тех пор Педько сама стала видеть вещие сны и толковать их. Перед войной ей приснилась гадюка, перед встречей с будущим мужем – севшие на плечи голуби.
- Знаю, какие сны, когда человек умирает. Снится раз, что с сестрой родной Полиной мы оказались в госпитале. Перед ней двери растворились. Я глядь - а там далеко огонек. Она на него побежала, а я осталась. Проснулась, думаю: это она умерла. Точно.
Приснилось, что залетела в дом такая птичка яркая, красная. Села на плиту и обожгла ноги. Я тогда в роддоме лежала. Утром приезжает Николай Федорович - мой муж и говорит: "Марьянка, а что бы ты делала, если бы меня не стало?". Выписалась я досрочно, приезжаю домой: комната вся выгорела. Гроза ударила в радиолу, и загорелось все. Хорошо, что в ту ночь Коля ночевал у своей матери, а то его убило б.
На прощание женщина читает молитву, вручая сумку с шампанским, банкой меда и орехами. Опираясь на палочку проводит к калитке. Через день звонит по телефону:
- Я ж забыла сны рассказать о власти нашей. Оказалась я на какой-то площади. Людей там много, когда это Виктор Ющенко идет: "Марьяна Карповна, давайте я вам покажу магазины". Заводит в один, второй, пятый, а там шеренга продавцов. Все в таком черном. Я проснулась и записала: "Будет Ющенко напасть какая-то". Это было как раз перед тем, как его отравили.
И Юлечка снилась. Будто выхожу я из дома, озираюсь: Юлечка Тимошенко идет, а за ней команда мужчин. "Марьяна Карповна, я вам подарок принесла: полмешка пшена". - "А зачем же так много?" - "А чтобы хватило на всю оставшуюся жизнь". После того сна пенсию мне добавили.
Снилось, что президент Виктор Янукович обписялся. Сон рассказывать не хочу.
Комментарии
5