вторник, 09 сентября 2014 00:50

"Раньше мы готовы были утопить евреев. А теперь согласны, чтобы они здесь жили"

 

В Вифлееме улицу назвали в часть Владимира Путина

- Такси, такси! - кричат нам трое таксистов в палестинском городе Вифлеем. Выходим из автобуса, который приехал из израильского Иерусалима. Отвечаем, что нас встречает знакомый. Таксист настойчиво предлагает за доллар подвезти несколько десятков метров.

Напротив остановки нас ожидает 54-летний Асад Эвайви. Он низкого роста, носит усы. Асад - политолог. В 1990-х учился в Киеве. Согласился рассказать о жизни палестинцев и показать один из наибольших городов

- Друзья моего украинского друга - мои друзья, - говорит. Имеем в Киеве общего знакомого. Приглашает в серебристый внедорожник "Нисан".

Минут 20 выбираемся из города. Большинство домов в Вифлееме - каменные 3-4-этажки. На улицах много женщин. Одеты в платки, длинные темные плащи, из-под которых видно джинсы или лосины. Женщины здесь не работают. Семьи содержат мужчины.

Едем по ровной дороге. Водители постоянно сигналят, хотя ездят осторожно и правила не нарушают.

-  Мы хорошо относимся к иностранцам, - выезжаем на трассу, которая ведет к Хеврону. Асад сразу сбрасывает пояс безопасности - за это здесь не штрафуют. - Но палестинцы - единственный народ, который страдает в ХХI веке от оккупации. У нас нет свободы. Вот вы имеете право ехать куда захотите, а мы - нет. Чтобы куда-то выехать, должны получить разрешение из Тель-Авива. Когда надо за границу на конференции - еду через Иорданию. Это дольше и дороже.

У палестинцев имеют хорошее образование. Многие работают за рубежом, в Персидском заливе. Среди нас много врачей. Здесь немало заводов. Камень продаем в Европу. Земледелие неплохое. Правда, нет выхода к морю. Газа на Средиземном море, но израильтяне там не позволяют построить порт (Израиль заверяет, что исламистский ХАМАС будет получать через порт оружие и военную технику. - "ГПУ").

Конечно, израильтяне живут богаче, имеют свободу. Но под постоянными обстрелами - это не жизнь.

Через полчаса подъезжаем к Хеврону. Здесь живет около 170 тыс. палестинцев. В старой части города живут 800 израильтян, ее плотно охраняет израильская армия. Палестинцы часто бросают в солдат камнями. Те в ответ стреляют. Утверждают: в воздух.

В центре Хеврона на тротуарах торгуют всем: от овощей до одежды. Первые этажи домов - сплошные магазины. На многих машинах и окнах - черные ленты.

- Люди выражают свои соболезнования Сектору Газа, - объясняет Асад. Как раз продолжается военная операция Израиля "Нерушимая скала". Накануне нанесли удар по террористам из ХАМАСа. В итоге разрушили в Газе дома, погибло мирное население.

На центральной площади - группки молодежи. Днем здесь был митинг в поддержку Сектора Газы. Кое-кто - в черных масках, с флагами Палестины и плакатами, где по-арабски написано "Свобода Палестине". Когда одного из юношей фотографирую из машины, он замахивается пластиковой бутылкой.

Выезжаем на гору. Асад показывает на старую часть города, где живут израильтяне. Слышатся автоматные очереди.

-  Дальше ехать не могу, потому что расстреляют машину, - тормозит. - Когда-то на этом месте меня уже останавливали израильские солдаты. В машине как раз был друг из Украины. Направили на нас автомат, приказали поднять руки. Но проверили документы и отпустили.

Асад приглашает в кафе. В шесть вечера здесь пусто. За баром - полный молодой араб. Угощает яблочным кальяном и арабским кофе. Часа два слушаем о политической ситуации в Палестине.

- У нас о политике говорят все: от мала до велика, - Асад затягивается кальяном. - Сейчас все переговорные делегации возглавляет Абу Мазен (палестинский президент. - "ГПУ"). Он не такой резкий, как бы хотел народ. В Палестине и Секторе Газы много сторонников ХАМАСа. В Газе кроме того распространен джихад. Имеют не менее 10 тысяч боевиков. Финансируют ХАМАС Иран и "Хезболла" (ливанская шиитская партия и военная организация. - "ГПУ"). Оружие через Иран продает Россия. Так всегда было, не только при Путине. Россия сильно повернулась в сторону арабского мира. Здесь же наибольшие богатства - нефть.

После ужина возвращаемся в Вифлеем. Утром идем смотреть город. За два квартала от центра наталкиваемся на двухэтажное здание - "Российский центр науки и культуры". Его открыли два года тому назад. Улица, где расположен, имеет название в честь Владимира Путина. Здесь будет русскоязычная школа. Хотя в 300-тысячном арабском городе россиян - не больше сотни.

Через день едем на автобусе в Иерусалим. Возле водителя замечаем российский триколор. На вопрос, почему возит флаг далекой от них страны, - пожимает плечами.

Столицу Израиля Иерусалим разделяет двухметровая бетонная стена. В восточной части живут палестинцы. Граница проходит за Храмовой горой, где расположены главнейшие христианские святыни. Все они - на территории Израиля. Блокпостов между частями города нет. Многие палестинцы ежедневно пересекают границу, чтобы торговать на израильских базарах.

- Если раньше мы готовы были утопить евреев, то теперь согласны, чтобы они здесь жили. Только бы мы были полностью независимы от них, - говорит торговец на Храмовой горе. Называется Амидом из Палестины. - Но я не знаю, придут ли здесь когда-нибудь к согласию. Еще 70 лет тому назад можно было бы о чем-то договориться. А теперь все зашло слишком далеко. Слишком сильно народы друг друга ненавидят. Палестинцы называют израильтян оккупантами, а те их - убийцами. Знаю, что в Украине тоже война. Слышал по телевизору, что Россия хочет забрать ваши территории. Так в свое время поступил Израиль. Вам следует договариваться сейчас. Если затянете - будете жить, как мы.

На центральной улице Иерусалима Яффо находим русский паб. На вывеске - надпись латиницей "Путин".

-  Действительно, паб назван в честь российского президента, - подтверждает бармен за стойкой. Имя не говорит. Называет себя владельцем заведения. Белой салфеткой вытирает стойку. На стене висят фотографии Путина. - Он же не был плохим, когда я открывал заведение. Сейчас название работает исключительно как бренд - привлекает клиента. Хотя, когда начался ваш конфликт, много украинцев заходят просто поругаться. Россияне наоборот поддерживают. Но большинство посетителей - местные. Они больше на стороне Украины, но ведут себя корректно.

Россию в Израиле не любят. Хотя здесь живет миллион русскоязычного населения, выходцев из Советского Союза. Переехали в конце 1980-х - в начале 1990-х.

— У нас работает российское телевидение, но важнее мнение политиков, - говорит израильский журналист украинского происхождения 48-летний Марк Штейн. - Израильское руководство заявило: "Это - не наша война. Мы не поддерживаем Россию, но на публичное осуждение не идем". Израиль не занимается проблемами други стран. Своих хватает. Мы боремся за выживание. "Наша хата скраю" и "своя рубашка ближе к телу" - это о нас

- Что бы там ни говорили политики, здесь Россию не любят. Разве мы не знаем, что она продает ракеты ХАМАСу, а он потом нас ими убивает? - говорит официантка Татьяна в кафе в Тель-Авиве. Она родом из Москвы. В Израиле живет последние пять лет. - В общем, не завидуем мы вам с соседом. Хоть я и сама русская, но сейчас мне за земляков стыдно.

Когда возвращаемся в Украину, в аэропорту Тель-Авива нас около часа допрашивает служба безопасности авиакомпании.

-  Для журналистов у нас особая процедура, - объясняет по-английски один из работников. На голове имеет еврейскую кипу. Одет в черные брюки и белую рубашку. С ним еще двое коллег-мужчин.

Расспрашивают о недельной командировке. Проверяют чеки за гостиницу, осматривают багаж, листают фотографии на фотоаппарате и телефоне. Прослушивают диктофонные записи. Русскоязычный сотрудник переводит их на иврит.

-  Все хорошо, ничего секретного, - улыбается мужчина с кипой. - Просим прощения за неудобства. В стране война, потому безопасность наших граждан - на первом месте. Знаем, что у вас тоже война. Мы на вашей стороне и поддерживаем ваш народ.

- Надерите зад Путину, - добавляет работник службы, которая проводит нас на паспортный контроль.

2 000 шекелей - 7 тыс. грн - средняя зарплата в Палестинской автономии. Цены на еду такие же, как в Украине. Владельцы магазинов и точек на базаре в наибольших городах Вифлееме и Хевроне живут более состоятельно. Имеют до $2 тыс. дохода в месяц

132 страны признало независимость Палестины

Конфликт между Палестиной и Израилем начался в 1948 году. Тогда разбросанные по миру еврейские националисты объявили независимость Израиля - новообразованного государства на палестинских землях, исторической родине еврейского народа.

Арабские государства - Сирия, Ирак, Иордания, Египет - были против создания еврейского государства. Объявили ему войну. С тех пор Израиль пережил десяток войн. Последние десятилетия группировка ХАМАС, которая действует в Секторе Газы, периодически обстреливает израильскую территорию ракетами. Оттуда в ответ наносят точечные удары силами ВВС.

-  Англия, под мандатом которой мы были, позволила евреям сделать все необходимое для их государства, - рассказывает палестинский политолог Асад Эвайви. - Израильтяне создали армию, построили университеты, больницы. В 1948-ом стали очень сильными и начали бомбить палестинские города. Большинство палестинцев, которые жили на берегу Средиземного моря, в Тель-Авиве, Хайфе, вынуждены были выехать в среднюю Палестину, Сектор Газы, Ливан, Сирию, Ирак, Египет и Иордан.

О создании Государства Палестина объявили в 1988 году. Ее независимость признали 132 страны. Не признали - США и страны Западной Европы.

Палестина не имеет собственной армии. Есть полиция и полувоенные организации.

Сектор Газа выделила палестинцам ООН. В 1967-2005 годах его контролировал Израиль. В 2007-ом в результате переворота исламистской организации ХАМАС территория перешла под ее контроль. До тех пор террористы-смертники из ХАМАСа устраивали в Израиле кровавые теракты. Поэтому он объявил Сектор Газа вражеской территорией.

Сейчас вы читаете новость «"Раньше мы готовы были утопить евреев. А теперь согласны, чтобы они здесь жили"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі