Сегодня в Киеве на Байковом кладбище будут хоронить племянницу писателя Михаила Коцюбинского.80-летняя Михайлина Фоминична умерла 7 января от осложнений после гриппа.
Она родилась в Виннице, где ее отец создавал музей Михаила Коцюбинского. Окончила Киевский госуниверситет и аспирантуру Института литературы. Дружила с поэтессой Линой Костенко, художницей Аллой Горской. В 1965-ом во время просмотра ленты Сергея Параджанова "Тени забытых предков" в столичном кинотеатре "Украина" выступила против арестов интеллигенции. За это ее исключили из компартии, а через два года исключили из института. Почти год не могла найти работу. Потом стала редактором в издательстве "Вища школа", проработала там 20 лет. Переводила с польского, английского, французского.
— К этому ее сподвигли переводчики Григорий Кочур и Николай Лукаш, — рассказывает столичный режиссер Лесь Танюк, 72 года. - Она загорелась издать хрестоматию французской литературы. Меня попросила перевести произведение Расина "Старая пьеса из еврейской жизни".
В 1990-ом Михайлина Коцюбинская составила книгу стихотворений Василия Стуса "Дорога боли". Тогда же возглавила коллектив, который подготовил 6-томное издание его произведений.
- Работа с текстами Стуса была ее крестом, - говорит Лесь Танюк. - Они познакомились в Институте литературы, когда он был аспирантом. Михайлина была среди тех, кто перевозил его тело на родину. По смерти Стуса с опозданием получила от него письма со словами: "Не ощущай моего неприсутствия". Над его текстами работала девять лет, это была каторжная работа. 6-томник переиздавали несколько раз, но все равно его нет в продаже.
В последние годы жизни Михайлина Коцюбинская входила в редакционный совет 10-томника произведений Вячеслава Чорновила.
— Видел ее перед Новым годом. Она не очень хорошо себя чувствовала, так как простудилась. Говорила: "Выздоровею, в гости приеду", — говорит бывший диссидент Евгений Сверстюк, 82 года. - В последние дни работала над перепиской деятеля ОУН Кирилла Осьмака и книгой воспоминаний жены диссидента Юрия Бадзьо - Светланы Кириченко.
Михайлина Коцюбинская не выходила замуж. В 1983-ем ухаживала за овдовевшим писателем Борисом Антоненко-Давидовича. Он предложил ей вступить в брак и перебраться к нему. Спустя полгода Антоненко-Давидовича признали недееспособным и отдали под опеку падчерицы. Через год он умер.
В 1965-ом Михайлина Фоминична удочерила сироту Татьяну.
— Татьяна получила среднее образование, с высшим не сложилось, — рассказывает 54-летняя Ирина Волицкая, дочь Атены Пашко, вдовы Вячеслава Чорновила. - Свою жизнь посвятила дому и матери, ухаживала за ней, делала все по хозяйству. Именно благодаря ей Михайлина Фоминична дожила до такого возраста и могла спокойно работать.
Комментарии
2