четверг, 22 мая 2014 10:04

Спецтема: Война на Донбассе

"В руках террористов еще 50 заложников" - сотник Майдана, вернувшийся из плена

"В руках террористов еще 50 заложников" - сотник Майдана, вернувшийся из плена
Николай Якубович, фото: Татьяна Заровная

- Это воскресший Якубович, с нами Господь, – говорит по телефону 41-летний Николай Якубович. Спрашивает у знакомого, освобожден ли гражданин Грузии Василий Будик.

Макеевчанина Якубовича террористы из "Донецкой народной республики" взяли в заложники в центре Донецка 2 мая. Будика захватили на следующий день в Горловке. Обоих обвинили в связи с "Правым сектором" и сняли о них сюжеты для "Лайфньюз". Обоих московские журналисты называли основателями карательных батальонов, имея ввиду добровольческие батальоны "Днепр" и "Донбасс". Якубович провел в плену 4 суток, 6 мая его обменяли на задержанных ранее террористов "Донецкой народной республики". Судьба Будика до сих пор неизвестна.
Разговариваем с Якубовичем в центре Киева, в кафе. Он проходит лечение в больнице МВД. У него перелом верхней челюсти, перелом глазницы, перелом носа, предстоит челюстно-лицевая операция.

- Расскажите, как вас захватили?

- 1 мая вечером поехал к зданию Макеевского горсовета, чтобы выручить нашего похищенного активиста Сергея Литвина, - рассказывает Якубович, попивая минеральную воду. - На следующий день звонок от Литвина: "Меня отпускают". Я хотел его домой отправить, тем более, он сказал, что у него нет денег. Он стоял, как и договаривались, у "Макдональдса". Я подошел, как вдруг выскочили люди. Прострелили мне бедро из боевого пистолета, и еще 3-4 пули с травматика выпустили. Дал сигнал группе прикрытия, чтобы уходили. Потому что со мной было двое, они наблюдали издали, а нападавших было 12. Повалили, били по лицу ногами, прикладами. С простреленной ногой мне тяжело было сопротивляться. Дальше не четко помню. Связанного доставили в здание Донецкой облгосадминистрации, затащили на 2 этаж. Вызвали врача, сделали операцию. На ноге был поврежден крупный сосуд, потерял много крови. На голову наложили швы. Потом начался допрос. Положили передо мной информацию из интернета обо мне. Они называли меня "правосеком", душителем воли народа. Я не стал отпираться. Сказал, что я сотник и что являюсь советником министра МВД, и общественным советником Андрея Парубия. Объяснял им, что смысл Майдана вижу в изменении государства, чтобы оно было для людей, а не для одной "Семьи".

- А себя они представляют идейными?

- Во всяком случае "Донецкий оплот", под контролем которого я находился, да. Они себе придумали название: "Русская православная армия". Говорили, что я военный преступник, и меня передадут в ФСБ. На словах были недовольны тем, что Майдан не довел до конца начатое. Мне даже говорили: "Когда вы сковырнули Януковича, мы были рады". И даже предлагали: "Давай интервью разгромное запишем для российского ТВ и переходи на нашу сторону". Я заметил, что с частью "ДНР"-овцев у нас есть схожие моменты – они думают, что добиваются социальной справедливости и коренных изменений в устройстве государства, хотят народовластия.

- Есть ли в захваченной облгосадминистрации люди из России?

- Там ждали казаков с Кубани, ополченцев из Крыма, и представителей Кадырова с Северного Кавказа. И, по моей информации, - дождались. В Донецке сейчас есть чеченцы, они присутствуют в "ДНР". Но там много разных течений.

- В каких условиях вас держали?

- Уже на следующий день перевезли из ОГА в здание на ул. Куйбышева 61, где расположена государственная телекомпании. Там, в актовом зале, где отдыхали и сами представители "ДНР", мы провели последующие несколько суток. Рядом со мной был постоянно тот же Сергей Литвин. А вечером 5 мая захватили еще троих украинских активистов из Новогородовки. Кормили нас одновременно с дежурной сменой так называемых "ополченцев". Рядом находились постоянно 2-3 человека охраны. Иногда нас спускали вниз, в бомбоубежище – когда они ждали штурма. Их удивило, что довольно много людей обратились по поводу моего пленения и поэтому они решили обменять меня на своего Леонида Баранова и еще нескольких представителей их организации, которые находились в Лукьяновском СИЗО. Со мной отпустили троих из 6 новогородовцев. Просто вывели во двор здания телекомпании и вызвали для нас 2 кареты "скорой помощи".

- Что больше всего поразило "в гостях" у "ДНР"?

- Там, на телевышке, поразил арсенал их вооружения – пистолеты ПМ, автоматы АК, пулеметы, гранатометы, ручные гранаты РГД 5… Среди "ДНР"-овцев есть и бывшие силовики, и люди с опытом боевых действий. Только в Донецке сейчас до 500 боевиков. Сколько в Славянске – не знаю. Еще поразило, что, позиционируя себя в качестве православных, многие являются неоязычниками. Ведут разговоры о древней вере славян, любят ведическую символику. Особенно у них в моде коловрат. Называют го символом солнца. Себя нацистами не считают, но очевидна их связь с "Русским национальным единством" (Общероссийское ультранационалистическое движение, которое часто сравнивают с нацизмом и к которому принадлежал "народный губернатор" Павел Губарев – "Газета"). Есть перехваченные телефонные разговоры с их московскими представителями. А 1 апреля в Москве был съезд "РНЕ", где присутствовали представители Донецка и Харькова. Тогда же там создали "Русский сектор Украины" (РСУ). По типу "Правого сектора" - они и тут собезьянничали…

- А как они объясняют чудовищные по жестокости убийства и мародерство?

- Там много групп, которые никому не подконтрольны. Единоначалия у них нет. Своего "губернатора" Губарева давно списали со счетов. И настроения разные. Как мне объяснили, нас вывезли из здания ОГА, потому что там были люди, которые хотели нас убить. Те, кто грабит банки и автосалоны, – те никому не подчиняются. Но от них и не открещиваются! Их хвалят за то, что нарушили работу "ПриватБанка" и "вернули народу награбленное". Как в пролетарскую революцию.

- Кто их авторитет, есть ли лидер?

- Путина называют хозяином, отцом народа. А их реальное руководство законспирировано. Все эти пушилины, и другие "министры" - витрина. О Цареве отзываются лестно – хвалят, что снялся с выборов.

- Павел Губарев заявил, что активистов "ДНР" поначалу финансировал Ахметов, а вчера мэр-самозванец из Славянска Вячеслав Пономарев сказал, что спецбатальон террористов "Восток" - "новообразование Ахметова". Как вы думаете, это правда?

- Есть информация, что Ахметов содействовал им. Но высказывались они в адрес Ахметова негативно.

- Сколько людей, по-вашему, сейчас остаются в плену у террористов?

- До 10 украинских активистов удерживаются в Донецке. В Славянске – примерно 40. Но я не знаю - все ли живы. Те боевики, которые находятся в Славянске, Донецком не контролируются. Там костяк из русских. И между ними не все гладко - на днях была перестрелка между русскими и местными ополченцами.

Николаю Якубовичу 20 мая исполнился 41 год. До Майдана он работал в строительстве, родом из Бреста, белорус. С 2006 года живет в Макеевке Донецкой области. В 90-е работал в советской милиции. Женат, имеет 3 маленьких детей. Подробнее о семье не распространяется в целях безопасности. Хочет вернуться в милицию.

Сейчас вы читаете новость «"В руках террористов еще 50 заложников" - сотник Майдана, вернувшийся из плена». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

3

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі