воскресенье, 15 октября 2006 14:17

Ужгородские художники выдавали дочь замуж по-гуцульски

Автор: фото: Из семейного архива
  Новобрачные Любка Павлишин и Василий Блынтя прогуливаются на гуцульской бричке в селе Квасы
Новобрачные Любка Павлишин и Василий Блынтя прогуливаются на гуцульской бричке в селе Квасы

Жених — 25-летний Василий Блынтя — приехал за своей невестой — 21-летней Любкой Павлишин в ужгородский особняк ее родителей рано утром. Улыбающимся, в вышиванке и безрукавке – таким Любка увидела его из окна.

— Мама! Мама! — зовет Наталью Симу-Павлишин, 52 года, к окну. — Смотри —настоящий гуцул!

На террасе уже накрыты столы. Угощают гостей, которые не могут поехать в другой конец Закарпатья, — на Раховщину, где будут праздновать свадьбу. Сошелся почти весь закарпатский бомонд. Среди них юмористы Дмитрий Коренюк и Иван Беркела. Из Киева приехала Татьяна Осинчук из Министерства культуры.

Кумы (так на Закарпатье называют свидетелей) у Любки и Василия — лучшие их друзья. Катя Зарко, 21 год, учится во Львовском национальном университете имени И. Франко. Александр Билецкий, 25 лет, — в Ужгородском университете.

Гости начинают хлопать: Наталья выводит из дома дочь и передает жениху.

Невеста в белом платье ручной работы, с гуцульской вышивкой. Вместо фаты — коронка из обруча, украшенная праздничным гуцульським орнаментом. Прическа простая, без модных локонов.

Свадебное платье Люба придумала сама.

— Однажды в магазине-ателье по улице Корзо (в Ужгороде. — "ГПУ") увидела безрукавку и рубашку, — рассказывает. — Подошла к швеям и заказала у них свадебное платье с гуцульской вышивкой. В это время девушки расшивали костюмы для Закарпатского народного хора.

Ее мама, когда выходила замуж, была такой же красивой

Отец Любки, художник Владимир Павлишин, 46 лет, в черном костюме и белой рубашке. На свадьбе дочери чувствует себя, как на собственной. Вспоминает, что ее мама, когда выходила замуж, была такой же красивой.

Пани Наталья берет икону и благословляет молодых.

Гости пьют шампанское — к счастью. Молодожены выходят на улицу. Любка садится в черный мерседес, украшенный цветами. Поправляет гуцульские красные шарики, вплетенные в косу.

Кортеж из семи машин, украшенных цветами, отправляется в сторону  Рахова. По дороге останавливаемся возле географического центра Европы, недалеко от села Деловое.

Расписались молодые в Раховском РАГсе. Венчались в Струковской церкви в поселке Ясиня. Храм — самый старый на Закарпатье, построен еще в ХVІ ст. В церкви деревянные фигурные по дсве чники, над иконами — вышитые гуцульские рушники, в вазах — полевые цветы.

— Когда священник венчал, то на голову клал не короны, а венки, сплетенные накануне свадьбы подружками Любочки у нас дома, — говорит Наталья Сима-Павлишин. — Веночки из барвинка, мимозы, ромашки и пижмы.

Свадебное застолье устроили в ресторане гостиницы в селе Квасы. Перед тем молодожены еще успели покататься в бричке.

— Смотри, кино снимают о гуцульской свадьбе! — говорит местный житель.

— Да нет же, это настоящее! — отрицают другие.

Поднимаемся по ресторанной лестнице за молодыми. Столы ломятся от изобилия блюд. Копченые ребра с кислой капустой, токан с брынзой и тертым картофелем...

— Ну-ка отведайте голубцов по-квасо вски, — припрашивает мать молодого Мария Блынтя, 45 лет. — Сама их крутила.

Голубцы — маленькие, как пальчики, — действительно очень вкусные.

Пани Мария недавно вернулась из Италии. Рассказывает, что за рубежом работает уже несколько лет. Живут они в селе Верхнее Водяное. Сын Василий вскоре станет экономистом, а невестка — караеведом. Муж пани Марии, тоже Василий, 60 лет, уже на пенсии. Всю жизнь проработал в сельском Доме культуры.

— Я счастлива за сына, взял себе в жены хорошую девушку, — радостно говорит свекровь Любы.

Пирожные пекли дома у жениха. Староста щедро угощает гостей водкой. Музыки со скрипкой, цимбалами, бубном, гармошкой и соли стка с дры мбой ходят между столами. Возле каждого гостя играют гуцульские частушки.

Все веселились до самого утра.

Где планируете провести медовый месяц? — интересуюсь, присаживаясь возле молодых.

— А у нас уже был медовый месяц, еще перед свадьбой, — улыбается Любка. — Ездили на месяц в Германию. После свадьбы займемся ремонтом квартиры, которую подарили родители.

Маму невесты называют Сима-Кыця

Изысканные портреты кисти Натальи Симы-Павлишин сделали ее самой известной художницей Закарпатья. Называют ее Сима-Кыця — через романтично-лирические образы женщин, которые она предпочитает рисовать. Владимир Павлишин больше работает над пейзажами. Супруги часто выставляются — в Украине, Словакии, Венгрии. Их работы хорошо продаются. Полотна Натальи Симы-Павлишин хранятся в галереях и частных коллекциях во многих странах мира.

Сейчас вы читаете новость «Ужгородские художники выдавали дочь замуж по-гуцульски». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі