понедельник, 17 сентября 2012 06:30

"Через пять-семь лет город будет мертв"

- Живем, как на пороховой бочке. Когда-то все уйдем под землю, - говорит 45-летняя Людмила Фирташ. Стоит утром на остановке в городе Сосновка Сокальского района. На его окраине работает шахта "Надія", на которой почти 50 лет добывают уголь.

- Роют, роют, - качает головой. - За больницей когда-то паслись коровы. После подкопов земля просела, образовалось озеро глубиной 3 метра. Там рыбу ловим и ковры стираем. Теперь роют вплоть до центральной части города. Уже даже новые дома начали давать трещины, подъезды увязают в землю. В самом плохом состоянии дома на улице Львовской. Людей оттуда должны были выселять, но что-то там подлатали. Так и живут.

Сосновка расположена в 13 км от Червонограда и в 25 км от райцентра. Население - свыше 12 тыс. человек.

У местной больницы три этажа. Расположена на окраине города.

- Здесь было страшно, потолки обваливались. Девятая шахта за свой счет нам ремонт сделала, балкон построила, укрепила крышу, стены стянула, - говорит заведующий отделением терапии Олег Лыс, 51 год. - В этом году пошли трещины на потолках. Руководство шахты об этом знает. Поставили "маяки". Кое-что мы уже сами отремонтировали.

На скамье у дома №27 по ул. Львовской сидят две пенсионерки.

- Идите к моей дочери в квартиру №9, она вам все расскажет, как мы здесь бедствуем, - говорит женщина в узорчатом платке. Имени не называет. - Стены трещат, осыпаются. Ночью страшно заснуть.

В подъезде встречаю 51-летнюю Валентину Жук из квартиры №5.

- Постоянно слышен треск, - говорит. - Страшнее всего было в 2001-м, когда у нашего подъезда образовалась воронка примерно11-метровой глубины. Сразу дом присел на сторону. Стены перекосились. Приехал директор шахты. Выделил деньги, рабочие подлатали дом. Забили сваи в землю, чтобы держали его. Стены с одной стороны стянули железными пластинами.

Стучит в двери квартиры №4 на первом этаже.

- В своей я уже сделала ремонт, трещин не видно, - объясняет. - Вот у соседа в хату крысы залазили в щели величиной с кулак.

Двери открывает 73-летний Василий Шалив. Заводит в небольшую двухкомнатную квартиру.

- Уже раз заклеили, замазали, не видно было. Зиму простояло, смотрите, снова дыры видны, - тычет пальцем на светлые обои в спальне.

- 27 августа мы уже выходили на протест к шахте "Надія". Руководство к нам даже и не подумало выйти, - добавляет Валентина Жук. - Так деньгами подкупают. Окна, двери в подъезде поставили. Но это не выход. В любое время дом может уйти под землю.

В мэрии говорят, что разрешение на горные работы под городом шахте "Надія" не предоставляли.

- Не первый год воюем, - говорит городской председатель Евгения Дуброва, 55 лет. - Руководство "Надії" уверяет нас, что работы под городом не ведутся. Сами же работники говорят противоположное. Рассказывают, что есть уже запланированные ряды на 600 тысяч тонн угля. Если его выберут, центр города осядет на 60-70 сантиметров. Разрушатся все коллекторы. Мы обратились в Генпрокуратуру, Министерство угольной промышленности и Госгорпромнадзор. Если никто не вмешается, через пять-семь лет город будет мертв.

С руководством шахты связаться не удалось. На телефонные звонки никто не отвечает.

Пустоты надо засыпать почвой

- Сосновка не единственный город, страдающий от добычи полезных ископаемых, - говорит 61-летний Петр Волошин, заведующий кафедрой экологической и инженерной геологии Львовского университета им. Франко.

- В нашей области это села Бендюга, Междуречье, Глухов, поселок Силец, город Червоноград. В целом возле этих населенных пунктов расположены 10 угольных шахт. Там везде прослеживается проседание грунтовых пород, есть провалы земли. А все из-за добычи угля по устаревшим технологиям, наверное, еще XVII века. Выбирают все, оставляя пустоты под верхним слоем. В Польше, например, их засыпают почвой. А нашим это не выгодно делать, потому что дорого. Под самой Сосновкой, как и в других населенных пунктах этого угольного бассейна, категорически нельзя добывать. Это может стать причиной экологической беды. После оседания поверхности деформируются дома. Там, где заложены угольные пласты, подземные воды размещены на глубине приблизительно 4 метра. Если земля осядет, все может затопить.

 

Сейчас вы читаете новость «"Через пять-семь лет город будет мертв"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі