"На своей земле построился, своими руками кирпич клал. А теперь бери и разбирай дом?" — говорит 63-летний Леон Федорак из села Ясень Рожнятовского района на Ивано-Франковщине.
Его дом расположен в 350 м от места, где закопана газовая труба. Богородчанское управление магистральных газопроводов подало на крестьянина в суд. Требуют, чтобы отселился. Такая проблема еще у 79 семей в селе.
От райцентра до Ясеня 20 км. Это крупнейшее село в районе. Здесь есть детский санаторий-профилакторий, где лечат аллергию и легочные заболевания.
По газопроводу "Союз" поставляют газ в Европу. Богородчанское управление проложило его в Ясене в конце 1970-х, почти через центр села. Согласия жителей не спрашивали. В прошлом году начали газифицировать дворы. Теперь застваляют отселяться тех, кто живет ближе как чем в 350 м от трубы.
— Слышал, и то из достоверных источников, что тот газопровод должны были тянуть по горам, тудаво, — показывает на лес Леон Дмитриевич. — Но трубы украли и путь сократили. Это газовики нормы нарушили, а не крестьяне! Местные здесь жили еще до их трубы. Я свой дом, правда, начал ставить уже в 1980-х. Но в сельсовете разрешение на строительство дали, земля приватизированная. В моем доме три семьи живут, где теперь должны деться?
В Ясене из-за исков газоуправления паника. Обсуждают возможное отселение.
Возле дороги на поселок Бабский во вторник утром разговаривают три женщины.
— Мне сказали еще в 1970-х забрать дом отсюда, потому что здесь опасная зона. Так я забрала. Приехали три трактора, зацепили на тросы деревянный дом и потянули туда через дорогу. А мне всего 2 метра не хватало, чтобы можно было жить. Теперь на том месте уже построились другие, — говорит Мария Гавич, 65 лет. Показывает на большой каменный дом. Ее деревянный дом — через дорогу.
Нет свободной земли даже под кладбище
— Таких вон 80 домов вокруг. Газовики говорят, все должны идти под снос. Потому что если труба рванет, куча людей пострадает. А где они теперь денутся? Земли под застройку в сельсовете не дают, — отвечает 52-летняя Юстина Галитий.
Дом Романа Петриляка в 280 м от газовой трубы. Он тоже судится с управлением газопроводов. Его сын 61-летний Василий Петриляк живет рядом. К нему претензий нет.
— Это нонсенс какой-то. Как так вышло, что папа в опасной зоне, а соседка и я уже нет? Папа у меня ветеран войны. Шесть лет назад мы построили ему этот трехэтажный дом. И сразу начались наезды: сносите и сносите, потому что охранительная зона, — рассказывает Василий Петриляк. — Папа от всего этого в больницу попал. Говорит, если не умер на войне, так пусть его судят, в тюрьме умрет, но из дома никуда не уйдет.
Люди жалуются, что в селе нет свободной земли даже под кладбище. В прошлом году выделили территорию, которая близко от газовой трубы. Место освятили, однако газоуправление запретило там хоронить.
— Старое кладбище недалеко от реки, там нет уже места. Когда было наводнение, четыре могилы размыло. Священник ходил, собирал косточки и перезахоронивал, — говорит жена Василия Петриляка 55-летняя Мария.
В Богородчанском управлении газопроводов ситуацию не комментируют. Ждут решения суда.
— Отселить людей из приватизированных домов могут лишь в том случае, когда предложат определенные условия. Или построят новое жилье для всех жителей, или дадут денежную компенсацию, — говорит адвокат из Ивано-Франковска Юрий Бойчук, 47 лет. – Прокладывать газопровод через село, между домами — грубое нарушение. На это суд также должен был бы обратить внимание.
Комментарии