среда, 19 сентября 2018 18:58

Зачем понадобился Омелян: политический подтекст главного дела НАБУ

Зачем понадобился Омелян: политический подтекст главного дела НАБУ
За полтора года детективы НАБУ объездили полстраны и допросили несколько сотен знакомых Омеляна. Фото: Novorosinform

НАБУ копало под министра инфраструктуры Владимира Омеляна полтора года, львиную долю его каденции. Несмотря на внушительный срок и привлеченный ресурс, бюро выдало довольно сырое и противоречивое обвинение. Одни назвали его зеркалом борьбы с коррупцией в Украине, другие — символом внутриполитического раскола, третьи — негласным стартом предвыборной гонки. Но какие бы версии не выдвигались, их авторы едины во мнении: в этом деле политики больше, чем самой коррупции.

Жил не по средствам

Утром 13 сентября детективы НАБУ вручили министру подозрение в незаконном обогащении и внесении недостоверной информации в декларацию. Постановление стало финалом кропотливой и трудозатратной работы ведомства. Как рассказал на брифинге сам Омелян, за полтора года детективы объездили полстраны и допросили несколько сотен его знакомых, начиная с университета. Казалось бы, игра стоит свеч: чиновнику вверена едва ли не самая "хлебная" отрасль экономики — железная дорога, связь, авиация, морское и речное сообщение. На все это приходится до 10% ВВП и 25% всех публичных госзакупок в стране, а это миллиардный оборот! Серьезный плацдарм для желающих сколотить состояние. Видимо, этим и руководствовались детективы, определяя масштаб следственных действий в отношении Омеляна, — проверили буквально все, начиная с 2000 года. Но вместо офшоров, драгоценностей и счета в швейцарском банке обнаружили, что 10 лет назад, задолго до своего назначения, министр потратил больше, чем официально заработал.
Итого за 15 лет нашли $30 тыс. долларов, а также невнесение в декларацию информации о том, что ездил на BMW X5 и гостевал в доме родственников. В результате Соломенский суд установил залог в размере целых 5 млн грн, а Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) даже внесла ходатайство об аресте имущества министра. Исходя из традиций украинской судебной практики, неадекватность строгих санкций по отношению к нарушениям, мягко говоря, удивляет.

До последнего патрона

В ответ на претензии силовиков Омелян в свойственной ему манере продемонстрировал готовность идти до конца. Он заявил, что дом не декларировал, поскольку не жил в нем постоянно, а регулярно гостил вместе с семьей. Внедорожник принадлежит его брату Максиму Омеляну, который больше 10 лет работает в иностранных компаниях и получает в десятки раз больше самого министра. Он же брал автомобиль во временное пользование, поскольку после переезда за город в 2017 году ежедневные поездки в столицу на старой Volvo C80 считал технически небезопасным. Сейчас, заверяет министр, он пользуется исключительно служебным авто, что могут подтвердить его водители. "Если не верят, пусть возьмут трекинг их телефонов. Я все время пользуюсь служебным автомобилем, я все время рядом с водителями. Конечно, можно допустить идею, что я сижу за рулем BMW брата и вожу своего водителя с работы на заднем сидении, но это несколько абсурдно выглядит", — сказал Владимир Омелян на брифинге.

Он возмутился действиями детективов, которые "проверив все и ничего не обнаружив, хотят хотя бы что-то донести до суда", чтобы любой ценой поставить под удар его деловую репутацию. Министр заверил, что не собирается подавать в отставку и намерен не просто отстоять свою честь в суде, но и пойти на следователей НАБУ со встречным иском. На последок он заявил, что знает о фактах сотрудничества ведомства с политиками, а также усомнился в финансовой рациональности самого бюро. "У меня тоже есть вопрос: это угрожает национальной безопасности? Это правильное расходование средств налогоплательщиков? Если министр на своем посту занимается коррупцией и схемами, вот это, пожалуйста, парни, ваша работа. Теперь я должен тратить свое время, искать адвокатов, оплачивать их услуги, и доказывать, что я не виноват. Чудесная работа!", — "похвалил" Омелян.

Все гладко, не будь нестыковок

Параллельные дела и очевидные "пробелы" в обвинениях Омеляну заставляют усомниться в беспристрастности следствия. Первой на избирательность детективов указывает сама статья 368-2 УК "Незаконное обогащение". Замглавы антикоррупционного комитета ВРУ Игорь Попов на своей странице Facebook, расписал классическую схему смещения неугодных как раз с ее помощью: "изучение декларации — регистрация уголовного производства — пиар-кампания — отстранение от должности — назначение удобного и.о. — закрытие производства, когда в тендерах победили нужные фирмы". "За три с половиной года действующей редакции статьи — ни одного приговора. Типичная схема", — пишет нардеп.

Во-вторых, день в день с Омеляном стало известно о подозрениях по аналогичной статье в адрес еще двоих представителей "Народного фронта" — министра юстиции Павла Петренко и нардепа Антона Геращенко. Кроме них, в незаконном обогащении стали подозревать и замглавы СБУ Павла Демчину, которого с руководителем бюро Артемом Сытником связывает личный конфликт.

Анализируя дело Омеляна, политолог Владимир Цыбулько задается двумя вопросами: на каком основании детективы "копают" дальше от декларированного года и почему они не проверяют чиновников непосредственно при исполнении? "Это выглядит как определенная претензия на статус политической полиции. Задача НАБУ — противодействовать коррупционным действиям чиновников при исполнении своих обязанностей. Вместо этого, они анализируют действия до прихода на должности. Грубо говоря, они анализируют добропорядочность. Это вовсе не их функция априори", — говорит политолог.

Больше того, в самом обвинении, выданном министру на руки, указано: доводы детективов базируются на законодательстве, принятом после 2015 года. Тогда на каком основании НАБУ проверяло целых 15 лет из жизни министра и вызвало в суд из-за якобы непомерных трат в 2008-ом? Серию риторических вопросов можно продолжить. Почему бюро, которое имеет законное право и ресурсы проводить полную проверку чиновника в общей сложности за 18 лет, до сих пор не перевернуло вверх дном биографии и трудовые подвиги представителей каждого госпредприятия, всего парламента, правительства и администрации президента на закуску? Уголовных дел нет, потому что не хватит мест в СИЗО, или потому все вышеуказанные проверку успешно прошли?

Интерес НАБУ

От больших надежд, возлагаемых на новый антикоррупционный орган три года назад, не осталось и следа. Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала озвучил разгромные цифры — доверие населения к НАБУ и САП упало с 20% до 5%. Ведомство стало жертвой собственной тактики — максимально громкое расследование, которое безвозвратно глохнет в суде из-за нехватки доказательств. Так было с Мартыненко, Насировым, Аваковым младшим и остальными видными деятелями, за которых бралось бюро. Тем временем ведомству не много не мало 3 года, настало время показать результаты, в первую очередь, зарубежным партнерам. Что говорить об отчете перед налогоплательщиками. В 2016-2018 годах бюро обошлось госбюджету минимум в 2,1 млрд грн. Инвестиции не окупаются: НАБУ не довело до приговора ни одного дела. Пора реабилитироваться, тем более в период бюджетного процесса. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев предположил, что Артема Сытника уже предупредили.

"Посади министра" и "посади силовика из конкурирующей структуры" (Демчина — ред.) — как нельзя кстати подходит под такую парадигму. По крайней мере, это то, что было "в рукаве", — написал эксперт в Facebook.

И хотя НАБУ получило много критики в связи с делом Омеляна, начиная от парламента и заканчивая лидерами мнений, риск себя оправдал. В проекте госбюджета-2019 году статью на ведомство не увеличили, но и не срезали: детективы получат столько же, сколько получили в нынешнем году — 857 млн грн. Видимо, сумма устроила главу бюро, раз он проигнорировал сегодняшнее заседание парламентского антикоррупционного комитета, где должен был отчитаться за 6 месяцев работы. С учетом этого, а также довольно слабых обвинений, перспектив у дела министра никаких. "Скорее всего, дело будет долго "морозиться" по судам, а после президентских выборов о нем просто забудут", — считает политолог Руслан Бортник.

Все-таки почему Омелян?

Ответ кроется в самом министерстве инфраструктуры. У министра немало критиков, в первую очередь из-за его мягко говоря амбициозных проектов — Гиперлупа на фоне нынешней "Укрзализныци" и "умных" дорог на фоне отсутствия каких-либо вообще. Тем не менее его 2,5 года в кресле не проходят для страны бесследно. Достаточно вспомнить выход на рынок ирландского лоукостера Ryanair. Омелян был главным лоббистом дешевых и качественных перелетов в противовес государственной монополии МАУ. Мининфраструктуры первым присоединилось к системе Prozorro, сэкономив бюджету по меньшей мере 9 млрд грн. Впервые в истории Украины статья о расходах на ремонт и строительство автодорог стала защищенной, в 2019 году на эти цели выделят рекордные 56 млрд грн. За последние 2 года построили почти 7 тыс. км новых дорог, уменьшив дефектность и себестоимость километра. Подписан важный контракт с американской General Electric на поставку 225 экономичных локомотивов и 40%-ю локализацию производства в нашей стране. Это сотни новых рабочих мест. Попутно конфликтуя со всей верхушкой, включая премьера, Омелян единолично продавил смену менеджмента в трех крупнейших государственных корпорациях — Укрпочта, Укравтодор, Администрация морских портов Украины. С приходом Смелянского, Новака и Вецкаганса на посты директоров эти компании впервые перестали фигурировать в коррупционных расследованиях.

Омелян не смог остановить воровство в "Укразализныце", но хотя бы сделал его публичным. Он первым раскрыл масштабы схем, по которым из корпорации ежегодно выводят 15 млрд грн. Странно что НАБУ, которое с такой щепетильностью занимается всеми незаконно обогащенными, заявлением Омеляна не заинтересовалось. "Я был искренне удивлен во время общения с детективами и руководством НАБУ, которые ведут ряд дел, что на самом деле они даже не смотрят на верхушку. Они все еще свято верят, что коррупция происходит на уровне директора департамента или какого-то подразделения "Укрзализныци". Это смешно, это неправда. Потому что ни один начальник отдельного структурного подразделения не смог бы организовать системную коррупцию без поддержки сверху", — заявил Омелян на брифинге.

Больше того, НАБУ почему-то не стало протестовать против возвращения на работу главы Госслужбы по безопасности на транспорте Михаила Ноняка, отстраненного весной за схемы. Омелян первым заявил о процветающей коррупции в ведомстве и подал представление Кабмину на его отставку. К сожалению, детективов НАБУ дело не заинтересовало, наверное, ввиду недостаточной публичности и масштабов личности подозреваемого.

Министр, который не просто вмешался в распределение потоков, но и неоднократно пофамильно перечислял смотрящих за той же железной дорогой, рано или поздно должен был попасть под раздачу. И если на тюрьму обвинения против него откровенно не тянут, то даже временное смещение с должности на фоне суда и раздутого НАБУ репутационного скандала кажется вполне рабочим вариантом. "Я не исключаю его отставку, чтобы просто пришел другой человек для сбалансирования интересов разных групп влияния в Министерстве инфраструктуры, которое очень важно и является лакомым куском", — предполагает политолог Тарас Загородний.

Сбить на взлете

Министр Омелян — один из немногих примеров, олицетворяющих молодое реформаторское правительство. Он декларирует прозрачность, исповедует европейские ценности и в работе, и в публичности. Это, а также неплохие результаты по министерской линии, делают Омеляна весьма привлекательной фигурой. Эффект усиливается патриотической риторикой и инициативами по типу прекращения ж/д сообщения с РФ вслед за авиационным. Судя по реакции СМИ соседней страны, публичные выпады молодого министра зачастую звучат свежее и острее, чем первых лиц страны. По мнению Вадима Карасева, геополитическими заявлениями Омелян отбирает хлеб у президента, а реформаторскими достижениями — "окучивает западный вектор" премьера. "Надо дать понять (Омеляну — ред.), что несогласованную с высшим руководством политическую активность надо прекратить. За политику никто не будет вручать подозрение и залог объявлять, вот нашли повод, — сказал политолог в комментарии 112 каналу. — Речь идет о том, чтобы сбить на взлете, лишить площадки для политического старта".

В то же время попытки "сбить" вполне могут возыметь обратный эффект: Омелян самый цитируемый и медийно активный министр, особенно в период противостояния с НАБУ. "Он заявит, что стал жертвой режима и на этой волне начнет политическую карьеру", — предполагает политолог Алексей Якубин.

Версия выглядит вполне правдоподобной, если вспомнить признания самого Омеляна о будущем после министерства: "Я все время был на государственной службе, поэтому когда это все закончится, то политика".

Принуждение к миру

Отношения между первой и второй по численности фракциями парламента давно перестали быть дружественными. Напряжение достигло пика при формировании ЦИК весной этого года. "Народный фронт", недовольный соотношением квот, дал за обновление комиссии всего 10 "за", провалив тем самым голосование. БПП в долгу не остался, пригрозив в ответ блокировкой вообще всех проектов кроме Антикоррупционного суда и депутатской неприкосновенности. Летом этого года близкое к премьеру издание "Деловая столица" писало, что Банковой придется пойти на серьезные уступки НФ, чтобы возобновить нормальную работу коалиции и собрать к выборам обновленную комиссию. Судя по всему, у президента воспользовались планом "Б" и услугами НАБУ для его реализации. "Около премьерское" издание называет эту тактику "принуждением к миру", в которой министры Омелян и Петренко, представляющие в правительстве НФ, — элементы давления на несговорчивых партнеров. По мнению политолога Андрея Золотарева, наибольший эффект это должно произвести не только на фракцию, но и на еще одного министра по квоте НФ Арсена Авакова. Ему отведена немаловажная роль в предвыборной программе Порошенко. "Например, чтобы додавить оппонентов, прежде всего Юлию Тимошенко, без силового и административного ресурсов не удастся. А на эти ресурсы сегодня никто не имеет монополии. У президента СБУ, Генпрокуратура, армия, а у Авакова — МВД, это 300 тыс. человек, на минуточку. Поэтому как-то пытаются принудить их к примерному политическому поведению вот таким образом", — отметил эксперт.

В пользу долгоиграющего политического подтекста дела Омеляна говорит последнее голосование в парламенте. 236 народных депутатов, включая 64 представителей "Народного фронта", приняли законопроект № 9090, которым увеличили численность ЦИК. Голосование за назначение новых членов комиссии ожидается в четверг. Фактически заблокированный с весны процесс внезапно сдвинулся с мертвой точки. Интересно, что заставило "Народный фронт" стать сговорчивее? Наверное, понимание всей важности нового состава комиссии для старта президентских, а затем парламентских выборов. В случае успешного голосования, 20 сентября мы узнаем пофамильный состав ЦИК и дальнейшую судьбу дела Омеляна. Вероятно, армия адвокатов ему больше не понадобится.

Сейчас вы читаете новость «Зачем понадобился Омелян: политический подтекст главного дела НАБУ». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі