Борис Березовский в интервью обозревателю журнала Forbes Илье Жегулеву вечером 22 марта, за несколько часов до своей смерти, заявил, что потерял "смысл жизни". Текст беседы опубликован накануне поздно вечером в электронной русскоязычной версией издания.
По словам журналиста, интервью не должно было быть опубликовано - соответствующее обещание он дал Березовскому. Однако после его смерти все же было принято решение о публикации.
Как рассказывает Жегулев, беседа состоялась в ресторане при отеле Four Seasons.
В частности, Березовский заявил, что больше ничего так не хочет, как вернуться в Россию. "Когда даже завели уголовное дело, я хотел вернуться в Россию. Даже когда завели уголовное дело! Только по совету (правозащитника, вдовы академика Андрея Сахарова) Елены Боннэр остался. Главное, что я недооценил, - что мне настолько дорога Россия, что я не могу быть эмигрантом", - сказал он.
"Я изменил многие свои оценки. В том числе самого себя. Это касается того, что есть такое Россия и что есть Запад. Я абсолютно идеалистически представлял возможность построения демократической России. И идеалистически представлял, что такое демократия в центре Европы. Недооценил инертность России и сильно переоценил Запад. И это происходило постепенно. Поменял свое представление о пути России... Я не должен был уезжать из России..." - добавил Березовский.
В ответ на утверждение, что если бы он остался в России, то находился бы в тюрьме, Березовский произнес: "Сейчас, оглядываясь на то, как я прожил эти годы в Лондоне...". По его мнению, экс-глава НК "ЮКОС", арестованный в 2003г. и ныне отбывающий заключение по очередному приговору, "сохранил себя". "У меня нет сейчас ответа на этот вопрос... Ходорковский... сохранил себя", - добавил он после паузы.
"Это не значит, что я потерял себя. Но я пережил гораздо больше переоценок, разочарований. Ходорковский все же меньше. Я... потерял смысл", - приводит обозреватель издания слова Березовского. "Жизни?" - задал уточняющий вопрос Жегулев. "Это не значит, что я потерял себя. Но я пережил гораздо больше переоценок, разочарований. Ходорковский все же меньше. Я... потерял смысл", - ответил Березовский.
"А что же делать?" - спросил журналист. "Я не знаю, что мне делать. Мне 67 лет. И я не знаю, что мне дальше делать", - ответил бизнесмен.
"Березовский долго-долго смотрит мне в глаза. После этого некогда самый могущественный бизнесмен и политик России говорит, что хочет вернуться в науку и был бы счастлив в России заняться ею, ведь когда-то он носил звание действительного члена Российской академии наук. Однако когда я предложил подробно поговорить о науке, Березовский явно не горел желанием общаться на эту тему. Похоже, он сам не верил ни в возвращение на родину, ни в науку. Стараясь ободрить, обещаю, что в следующий раз встречусь с ним в Москве... в Академии наук. На что Березовский мрачно усмехается: - Хорошее уточнение", - так завершается опубликованный текст беседы.
Комментарии
36