воскресенье, 03 апреля 2022 21:00

Спецтема: Война России против Украины

"Тела 10 дней лежали на улице. Невозможно было похоронить" - жители Горенки рассказали о пережитых ужасах
14

Украинские военные продолжают выбивать оккупантов из Киевской области. 1 апреля освободили Бучу, накануне - Ирпень. В условной безопасности уже находится село Горенка под Гостомелем. Населённый пункт был под обстрелами с первого дня полномасштабной войны. Село сильно разрушено захватчиками.

Жители Горенки, не успевшие уехать в более безопасные места, скрывались от обстрелов в подвалах. Население выживало без электричества, газа и централизованного водоснабжения. В настоящее время часть местных уже начинают возвращаться в родное село.

Gazeta.ua связалась с волонтерами из Горенки – Ларисой Лещинской и Оксаной Щербаковой. Мы расспросили, как село и его жители смогли пережить последний месяц и насколько населенный пункт разрушен.

ВЛАСТЬ ПРЕНЕБРЕГЛА ОПАСНОСТЬ

- Самое страшное, что у нас восемь лет война и все это время была угроза полномасштабного вторжения. Но местные власти не были готовы. Не разработали планы эвакуации людей, которых в конце концов вывозили волонтеры. Не было запаса лекарств, продовольствия, - рассказывает Лариса Лищинская. Вместе с семьей она не покинула родную деревню.

В январе Киевская областная администрация отправила на Гостомельскую ОТГ распоряжение о необходимости произвести ревизию пожарных частей, проверить бомбоубежища, запастись медикаментами, едой и водой.

– Когда началась война, то оказалось, что ничего из этого не было сделано. У нас даже сирен не было. Горенка осталась сама по себе. Эвакуация, поставка пищи, воды, пожарная безопасность - все эти вопросы остались на плечах волонтеров, - добавляет Оксана Щербакова, которая с двумя 5-летними детьми выехала из села. Однако две недели по телефону координировала эвакуацию населения. Ее муж тоже волонтерит. - С самого начала был хаос, люди не понимали: оставаться или бежать. С первого дня не было электричества, со второго – газа. Магазины, аптеки – все закрыто. И никаких поставок.

Ракета летела, ее отследили, но не было, как сообщить людям. Бахнуло по семьям

В Горенке уничтожили 123 дома и инфраструктуру села. С первого дня полномасштабной войны поселение осталось без электроэнергии, газа и воды.
Фото: Лариса Лещинская
В Горенке уничтожили 123 дома и инфраструктуру села. С первого дня полномасштабной войны поселение осталось без электроэнергии, газа и воды.
Местные волонтеры снабдили представителей терробороны тактическими перчатками.
Местные вместе с представителями пожарной части Пущи-Водицы создали локальную систему пожаротушения в Горенке.

– Гостомельский председатель Юрий Прилипко имел несколько уголовных дел, занимался дерибаном. Еще несколько дел на него лежали в прокуратуре. (Юрий Прилипко в 2020 году был приговорен к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества за мошенничество в особо крупных размерах. Однако впоследствии его восстановили в должности. 11 марта 2022 года стало известно, что Прилипко застрелили оккупанты, когда он раздавал хлеб населению - Gazeta.ua). То же и у других депутатов. Им всем было пофиг на подготовку к войне. Родственники Прилипко сразу выехали в Буковель и машины свои вывезли, - продолжает Оксана. - Сразу в первый день россияне атаковали военный городок в Гостомеле. Там даже сирена не звучала. Ракета летела, ее отследили, но не было, как сообщить людям. Бахнуло по семьям. Это легкомыслие абсолютное.

ЭВАКУАЦИЯ ИЗ-ПОД ОБСТРЕЛЕЙ

Эвакуацию из села организовывали местные волонтеры. Восемь машин за день вывозили до 50 человек. Удалось спасти от 600 до 1 тыс. человек. Точное количество неизвестно, поскольку никакой регистрации не было.

- Мой муж вместе с другими добровольцами вывозили людей из Горенки из-под обстрелов, - продолжает Оксана Щербакова. - Сначала везли в бомбоубежище в Пущу-Водицу, некоторых - в Киев. Нашей задачей было эвакуировать население с горячей точки, а дальше люди уже сами разбирались. Трудно сосчитать, скольких спасли. Бывало, что подхватывали людей прямо на улицах, потому что они подбегали и просились к машинам. Хаотично все происходило. И в Мостище наши ребята ездили, где завалило многоэтажки. Выковыряли людей оттуда. Вывозили и лежачих больных.

Сейчас в Горенках осталось 130-140 человек, по словам волонтеров. Официально же население села к началу полномасштабного российского вторжения составляло около 8 тыс. человек. Еще значительное количество проживало без регистрации.

Бывало, что подхватывали людей на улице. Они подбегали, просились к машинам. Это все хаотично происходило

– Эвакуировать людей было сложно, страшно слушать крики детей. В середине тоже была какая-то паника. Думала, что, может, стоит вывезти и своего сына и племянницу. Но они не хотели. Были моменты, когда сомневалась в правильности решения. Но сейчас думаю, что все должно было получиться именно так, чтобы мы остались в деревне и помогли другим, - говорит Лариса Лищинская. – Вчера мы еще двух человек вывезли – 68 и 80 лет. Затем сделали миниобход села с терробороной. И теперь понимаем, по каким улицам у нас остались люди. Они настолько напуганы, что сидели все время в подвалах вообще не выходили. Мы раньше о них и не знали. Поэтому потребность в продуктах, которые я заказывала еще неделю назад, увеличились в три-четыре раза. Если нам разрешат, будем пытаться выяснить, сколько осталось людей в Мощуне рядом. Хотим завозить продукты и туда. По состоянию на позавчера туда ехать еще было нельзя, потому что есть хаотические обстрелы.

Автор: Лариса Лещинская
  В Горенке уничтожили 123 дома и инфраструктуру села. С первого дня полномасштабной войны поселение осталось без электроэнергии, газа и воды.
В Горенке уничтожили 123 дома и инфраструктуру села. С первого дня полномасштабной войны поселение осталось без электроэнергии, газа и воды.

Так, как в деревне с начала войны не было электричества, многие потеряли связь с родней и не знают, кто из них выжил, а кто - нет. Чтобы наладить контакт – волонтеры создали группу в телеграмме. Сбрасывают туда имена и адреса людей, которые живы, но долгое время без связи. Так их могут отыскать родственники.

– Нашли 61 человека в Пуще-Водице. Есть там и из Гостомеля, Горенки, Мощуна. Сейчас стараемся удовлетворить потребности в одежде, средствах гигиены, продуктах. Ибо кто в чем выбежал из дома, то с тем и остался, – утверждает Лариса.

СОЖЖЕННЫЕ ДОТЛА ДОМА

В Горенке в результате атак рашистов 123 дома сгорели дотла, по состоянию на 27 марта. Полностью уничтожена инфраструктура населенного пункта, говорят местные жители.

- Все предприятия в деревне либо повреждены, либо уничтожены. Разрушенные аптеки, магазины – все, что приносило деньги в бюджет, – продолжает Лариса. – Возле моего дома в трансформатор влупили три дня назад. В результате дом напротив – поврежден. И такая картина по всей деревне. Где-то выбиты стекла, кровля уничтожена. А еще с моей улицы открывается вид на Гостомель. Так там вообще просто жесть – черное пятно. А раньше там стояли дома.

Вместе с представителями пожарной части Пущи-Водицы местные жители сделали локальную систему пожаротушения в Горенке.

А вид на Гостомель с моей улицы, там вообще просто жесть – черное пятно. А раньше там были дома

– Заказала еще огнетушители, которые они перезаправляют и привозят сюда. Мы их распределили по блокпостам. На днях, как бахнуло, мы смогли спасли три дома этими огнетушителями. Ибо было первоначальное возгорание на вторых этажах. Если бы этого не сделали, то выгорело бы пол села, – добавляет Лищинская.

Автор: Лариса Лещинская
  В Горенке уничтожили 123 дома и инфраструктуру села. С первого дня полномасштабной войны поселение осталось без электроэнергии, газа и воды.
В Горенке уничтожили 123 дома и инфраструктуру села. С первого дня полномасштабной войны поселение осталось без электроэнергии, газа и воды.

Во время войны деревня сильно страдала от мародеров. Оккупанты в Горенку не вошли, но много их было в соседнем Мощуне.

- Были налетчики-залетчики мародеры, которые проникали в деревню и даже не считались с тем, что наши ребята ее патрулируют. Почистили многие дома. Погружали, вывозили все, что могли. Где ребята наши их ловили, вызывали полицию и те разбирались. Вчера звонили, что снова кто-то лазит с фонариками. Но как только приехали правоохранители, то уже все было вычищено. Когда прекратятся эти обстрелы – будет проще. Именно во время таких страшных атак мародеры заходят в дома и начинают все чистить.

МОГИЛЫ ВО ДВОРАХ

В результате обстрелов российских войск в Горенке погибало гражданское население. Точное количество жертв пока невозможно подсчитать.

– На второй день войны били "градами" и минометами. Погиб 22-летний одноклассник моего сына. Его мать до сих пор находится в тяжелом состоянии. Остальные жители были убиты либо минами, либо осколками. Никто не понимал, как хоронить этих людей. Кто должен за это отвечать, - продолжает Лариса. – Мертвые по несколько дней лежали. К ним невозможно было подойти, потому что постоянные обстрелы. Да и имею ли я право хоронить кого-то? Без идентификации и без процедур? Уже потом нам сказали в Ирпенском горсовете, что по состоянию военного времени мы имеем право сфотографировать человека, найти какой-то пакет, который есть под руками и захоронить прямо во дворе. Затем будет производиться эксгумация и идентификация умершего.

Часть погибших удалось увезти в Киев. Часть хоронили во дворах.

Для украинцев и славян вообще страшно, что кого-то из своих близких завернули в пакеты и так похоронили

– Некоторые сюда под обстрелами ехали и пытались похоронить своих родственников. Для украинцев и славян вообще страшно, что кого-то из близких завернули в пакеты и так похоронили. А было и такое, что мертвые десять дней лежали, а потом мужчины из терробороны и ГСЧС приезжали и хоронили, – рассказала Лариса.

Автор: Лариса Лещинская
  Волонтер Яну Михиденко убил российский снайпер, когда та ехала эвакуировать людей из Горенки. У женщины осталась 5-летняя дочь.
Волонтер Яну Михиденко убил российский снайпер, когда та ехала эвакуировать людей из Горенки. У женщины осталась 5-летняя дочь.

11 марта убили местную волонтершу Яну Михиденко. У нее остался 5-летняя дочь.

– Яна поехала в конец села эвакуировать людей, потому что ту часть часто обстреливали. В лобовое стекло ее машины снайпер попал дважды. Это не было случайное попадание, стреляли умышленно, – говорит Лариса. - Ее муж до сих пор не пришел в себя. Эту семью взяли на усиленную финансовую опеку, люди сбрасывают пожертвования, чтобы как-то поддержать их. Мы проговаривали с народными депутатами, что когда это все закончится, стоит создать фонд. Чтобы у ребенка Яны била постоянная финансовая помощь. У них еще и дом уничтожен.

ВОЛОНТЕРСКАЯ ПОМОЩЬ

Местные волонтеры организовали доставку медикаментов, продуктов, топлива и средств гигиены.

– С первых дней исчез свет. Мы организовались с волонтерами из других областей, привезли генераторы, купили бензин, чтобы заряжать телефоны. На третий-четвертый день сюда начали завозить и продукты, лекарства, гуманитарную помощь, – продолжает Лариса. - Бывало, что везешь продукты, а начинают стрелять. До вчера у нас было по пять-шесть серьезных обстрелов в день. Бежали за дома, где двойная стена, в какую-то яму или углубления прятались. Если дома была, то спускалась в погреб. Когда начинаются обстрелы, то не знаешь куда оно полетит. И не понимаешь – выживешь, или нет.

Бывало, что везешь продукты, а тут начинают варить. До вчера у нас было по 5-6 серьезных обстрелов в день

– Первые две недели была все время на телефоне – с 6 утра до 2 ночи, – продолжает разговор уже Оксана. - обращались люди ко мне, а я уже переправляла эти запросы на ребят. У нас были обращения от онкобольных, которым требовались морфины. Как-то позвонил мужчина после операции на сердце. Говорит: "Надо очень специфическое лекарство". И ребята это все ищут, покупают, привозят. Я выставила свою банковскую карту в соцсетях, люди сбрасывают пожертвования. Я потом отчитываюсь чеками.

Автор: Лариса Лещинская
  Местные волонтеры снабдили представителей терробороны тактическими перчатками.
Местные волонтеры снабдили представителей терробороны тактическими перчатками.


Многие жители, выезжая в спешке, оставили домашних животных дома.

– Часть мы просто отвязывали, открывали дома, отпускали. Создали несколько локаций, на которых их кормим. В некоторых домах было столько замков, что не добрались туда и животные погибли внутри.

3039

гражданских пострадали из-за агрессии России в Украине, по данным ООН по состоянию на 29 марта. Среди них – 1179 убитых и 1860 раненых. По украинской статистике жертв в разы больше. Только в Мариуполе количество пострадавших может достигать 20 тыс. жителей, по предварительным оценкам. Сам мариупольский председатель Вадим Бойченко несколько дней назад сообщал о 5 тыс. погибших мирных граждан.

Сейчас вы читаете новость «"Тела 10 дней лежали на улице. Невозможно было похоронить" - жители Горенки рассказали о пережитых ужасах». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі