Голод и Голодомор не связаны между собой. Так считает 73-летний Станислав Кульчицкий, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института истории Украины Национальной академии наук Украины:
— Голод был не только в Украине, а практически во всем Советском Союзе. Скажем, в Казахстане от голода погибло около половины населения: кочевников, которые не знают земледелия, принудительно посадили на землю. К украинским крестьянам, украинцам на Кубани и Ставрополье, а также частично Нижней Волге применили другой механизм. Сталин верил, что крестьяне прячут хлеб. И когда чекисты его находили, снимали на кинопленку: мол, саботажники не хотят кормить город и армию. В 1930-м Сталин внедрил артели вместо коммун — крестьянам дали по кусочку земли. И когда люди за год-другой запасли себе что-то на зиму, ударил телеграмму: с 1 января 1933 года немедленно сдавать скрытое. Внедрил обыски и натуральные штрафы за мясо и картофель. Все, что было в амбарах, абсолютно всю пищу — конфисковывали. Через три-четыре недели люди начали умирать.
Кремлю не нужно было истребить всех крестьян. Сталин хотел запугать, проучить их.
Насколько термин "геноцид" оправдан в определении Голодомора?
— Наши политики, да и многие ученые видят Голодомор сквозь призму еврейского Холокоста. Мол, Сталин хотел истребить украинский народ. И разные цифры погибших — 7 миллионов, 10 миллионов — это следствие негласного соревнования украинской диаспоры с евреями. Те дают 6 миллионов жертв Холокоста, а мы — больше. Это несолидно и ненормально, когда идет речь о смерти людей.
Приравнивая Голодомор к Холокосту, политики ставят между ними знак равенства. Хотя Холокост — это этническая чистка, истребление отдельного народа. А Голодомор — это террор голодом. В котором виноват не народ, а централизованный государственный аппарат. Россияне здесь ни при чем, они были так же подавлены, как и мы.
Почему Янукович отказывается признавать Голодомор геноцидом?
— Президент прежде всего политик. Поэтому, даже если бы знал все, что известно мне, все равно промолчал бы, чтобы не раздражать Москву. Он — зависим от нее. Поэтому нереально, чтобы нынешняя власть даже вымолвила слово "геноцид" относительно Голодомора.
Комментарии
2